«Ангел & Бес» в постановке Владимира Филонова – яркий, живой, динамичный, энергичный, красочный, музыкально насыщенный, танцевальный спектакль, способный вихрем увлечь за собой, одурманить, вскружить голову.

 

Сюжет развивается стремительно, не позволяет расслабиться, постоянно держит в тонусе. Драйвовая музыка, проникающая в самые глубины сердца, вызывает отклик, создает ощущение сопричастности происходящему. И вот ты уже не можешь найти покоя, страстно желаешь вместе с белокурым ангелом спуститься с небес:

 

«Мне в сердце покоя не найти…

Оно болит и в ночь на землю рвется.

Не усмирить его, себя не обмануть…

Я слышу зов. Я вновь готов собраться в путь…»

 

Ангел стремится стать обычным человеком, облачиться в плоть, познать земную жизнь, сохранив при этом порядочность, честность, благородство и другие чистые и светлые ангельские качества.

В спектакле Серафим изначально противопоставлен Бесу. Извечная борьба добра и зла, света и тьмы. И тут же вспоминаются слова Воланда, адресованные Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы в мире не было зла?».

Константин Рубинский и Владимир Филонов выстраивают логическую цепочку удивительных событий… И мы, зрители, с огромным увлечением пытаемся разгадать, понять смысловую перспективу спектакля. Каков будет финал?

Что ждет впереди Ангела? Кто победит в этой неравной борьбе: доверчивый и наивный скиталец или коварный Бес-искуситель? Найдет ли блуждающий Ангел свой райский уголок на грешной земле? Дом, где тепло, уютно, спокойно, из которого не захочется убегать?

 

 

Получается своеобразная азартная игра. Константин Рубинский и Владимир Филонов направляют зрителей, подталкивают от одной мысли к другой. Словно за руку ведут нас по разным уголкам земного шара (Лас-Вегас, Рио, Париж…), выбирая витиеватые тропы. И финал предсказать сложно… (читай – невозможно).

После помпезных, пышных, роскошных Лас-Вегаса, Рио и ночного Парижа как-то неожиданно оказываешься в снежной Сибири.

К тому же, среди холодных ветров находишься в теплом доме. Кстати! Тема поиска родного дома связывает воедино все события этой музыкально-танцевальной истории, пронизывает их, точно нить разрозненные бусы («Дом – это то место, где на душе спокойно»).

Хорош в роли Ангела Алексей Бутин! Именно так, наверное, и выглядит райский житель – белокурый, светлоглазый, стройный, высокий красавец с крыльями за спиной.

 

 

Он искренен, простодушен, доверчив. Он стремится спуститься на Землю, прожить человеческую судьбу, быть нужным, честным, правдивым, помогать детям, нести добро и свет, никого не обманывая. Ангелы – создания наивные, недаром главный герой уверяет: «Я смогу! Я справлюсь!». И даже спорит с Бесом и подначивает его, чтобы тот ему помог попасть в мир людей. Он – центр внимания, вокруг него сосредоточено и крутится действие. Падший, заблудившийся в лабиринтах пороков Ангел, обломав крылья, катится по наклонной. На его примере мы видим, во что может превратиться душа, поддавшаяся слабостям, страстям и грехам. Какой пепельно-черной она может стать в итоге.

 

 

Бесподобна в спектакле Варвара Курагина! От нее исходит невероятный поток позитивной, светлой энергии. Хрупкая, изящная Дева-Ангел поражает своим сильным, мощным, необыкновенным голосом. Чуткая, нежная, добрая, милая, задумчивая и мечтательная. Она всеми силами стремится помочь своему непутевому другу:

 

«Я проведу тебя сквозь тьму и ложь.

Знай, веря и любя, ты все пройдешь…»

 

 

Красивые глаза, искренняя, обворожительная, лучезарная улыбка… От нее невозможно оторвать глаз! Подобно тому, как солнце освещает мир, ее появление на сцене наполняет зал светом и возвышенной энергией:

 

«Неровным стало вдруг дыханье

И сердца слышен стук всем ангелам в раю…

Вот, значит, какова любовь земных созданий!

Как она посмела

В райские пределы,

В душу проскользнуть мою?»

 

Невозможно обойти стороной чертовски обаятельного Беса в исполнении Никиты Манылова. Его философские изречения, колкости, шуточки, ирония, улыбка, сладкие речи приковывают внимание, цепляют. Когда он поднимает кружку с пенным напитком, когда с легкостью взбирается по сценическим конструкциям и взирает свысока на происходящее, когда льстит и искушает Ангела, когда откровенно говорит о страстях, показывая порочность человеческой жизни – все это в совокупности пугает и завораживает одновременно.

 

 

В разных обличиях и образах он – самый настоящий дьявол. И тут же вспоминаются «Бесы» Ф.М. Достоевского… И в памяти невольно всплывают строки: «Ставрогин, вы красавец! Знаете ли, что вы красавец! В вас всего дороже то, что вы иногда про это не знаете. О, я вас изучил! Я на вас часто сбоку, из угла гляжу! В вас даже есть простодушие и наивность, знаете ли вы это? Еще есть, есть! Вы, должно быть, страдаете, и страдаете искренно, от того простодушия. Я люблю красоту. Я нигилист, но люблю красоту!».

Загадочна, обольстительна и игрива Каролина в исполнении Анны Солдаткиной. Она женственна, грациозна, пластична. Недаром красавица вскружила голову и покорила сердце нашего непутевого Серафима:

 

«Есть у нее ключи от мужских сердец.

И никто не устоит!

Страсть лилией в ночи

Расцветает здесь…

И дурманит, и манит».

 

 

Смотришь на нее и чувствуешь всю бурю эмоций, этот кайф, который она получает от жизни… От жизни беззаботной, сочной, яркой, свободной. Именно ее, эту жизнь, и отобрал наш герой у Каролины. Представляете?! Ангел, способный убить. Ангел, который оказался в сто крат хуже и страшнее самого Беса.

 

 

В спектакле постепенно стирается четкая граница между добром и злом, между белым и черным, между хорошим и плохим… Показаны оттенки, тонкости, нюансы. Режиссер демонстрирует неоднозначность бытия. В этой противоречивости и заключается вся прелесть постановки! Белоснежный Ангел на глазах у изумленной публики становится черным. И тут же Бес вдруг способен на неожиданные поступки.

 

 

P.S. Несказанно радует тот факт, что спектакль с каждым разом набирает силы! С каждым разом зрителей сильнее кружит эта музыкально-танцевальная история. А после спектакля в памяти еще долго-долго звучит бархатный голос Бланш (Елены Васильцовой). Той, которая утешает…

 

Светлана Демцура