В 2020 г. жизнь всего мира изменил новый коронавирус COVID-19. Начиная с января ограничительные мероприятия были введены в разных странах и практически во всех отраслях. Первыми «под раздачу» попали учреждения, работа которых связана с массовым посещением граждан. И библиотеки не стали исключением. О том, как работает главная библиотека региона в этот непростой период, мы поговорим с Натальей Диской, директором Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

27 марта 2020 г., в связи с пандемией, в Челябинской области был объявлен режим обязательной самоизоляции – по распоряжению главы региона Алексея Текслера все библиотеки области временно прекратили прием читателей и перевели работу в режим «онлайн».

 

 

Эффективная «удаленка» в этом году стала новой реальностью. Как прошел процесс адаптации и «перестройки» работы Публичной библиотеки?

– Переход на обслуживание в удаленном доступе произошел относительно спокойно. Это связано с тем, что вся основная инфраструктура для организации этой работы нами была уже создана, ведь в течение нескольких лет мы ведем последовательную модернизацию портала нашей библиотеки.

Прежде всего, портал обеспечил переход на новый качественный уровень сервисного обслуживания удаленных пользователей и сделал возможным активное потребление читателями информационных ресурсов и услуг: поиск по Электронным каталогам ЧОУНБ и библиотекам Челябинской области, работа с Уральской электронной библиотекой, заказ документов и многое другое.

Кроме того сайт способствует созданию и развитию единого информационного пространства общедоступных библиотек Челябинской области, обеспечивает эффективное взаимодействие библиотечных специалистов разных библиотек между собой и с пользователями.

Количество обращений только за апрель этого года составил 33,5 тыс. Что, конечно же, не может не радовать.

 

 

Не остановилась ли работа отделов библиотеки в период пандемии?

– Конечно нет! Мы продолжаем работу по всем основным направлениям – комплектование фонда (например, недавно мы провели подписную компанию на 2-е полугодие) и книговыдача в электронном формате.

Не прекратило свою работу справочно-библиографическое обслуживание пользователей – сейчас оно ведется в оперативном и удаленном режимах по электронной почте и в социальных сетях. Например, специалисты библиографического отдела занимаются тематическим подбором литературы для магистерских и курсовых работ, оказывают помощь всем, кто пишет учебные и научные работы.

Активно осуществляется методическая деятельность библиотеки – ЧОУНБ, как и все центральные библиотеки субъектов, является методическим центром для библиотек региона. Эта работа тоже перешла в онлайн-пространство. Для специалистов библиотек региона еженедельно проводятся брифинги, вебинары и онлайн-совещания, в частности, по реализации национального проекта «Культура».

 

Какие особенности работы с читателями появились у библиотеки во время карантина?

– Оцифрованный фонд и имеющиеся в нашем распоряжении электронные ресурсы – главное условие для обслуживания пользователей в период самоизоляции. В распоряжении у читателей Публичной библиотеки – 126 книжных памятников, размещенных на нашем портале. Среди них: рукописные книги кириллической традиции, старопечатные книги, изданные с 1450 по 1830 г., и другие раритеты.

Также пользователи сайта могут поработать с Уральской электронной библиотекой, которая содержит материалы о природе края, истории, народном образовании, экономической, научной и культурной жизни Урала XIX–XXI вв., а еще – коллекции уральской периодической печати. Там есть полные тексты документов, навигация по оглавлению, просмотр полнотекстовых документов и распечатка. Сегодня в УЭБ более 17 тысяч документов (книги, номера газет и отдельные статьи).

Для удаленных пользователей представлено 15 полнотекстовых баз данных. Для студентов, аспирантов и преподавателей – это базы данных учебников и научно-методических материалов. Есть издания для самообразования, творческого развития, научно-популярные издания. Особый интерес вызывает библиотека ЛитРес – самый большой библиотечный каталог современной литературы в электронном формате. Здесь представлено более 200000 электронных и аудиокниг, среди которых – актуальные бестселлеры и классика, а также произведения на иностранных языках. Важной особенностью сервиса является возможность чтения книг непосредственно на мобильных устройствах читателей.

Воспользоваться онлайн-ресурсами можно через наш Виртуальный абонемент, который является одним из популярных сервисов ЧОУНБ. Пройдя регистрацию на портале, читатель становится удаленным пользователем библиотеки, получает возможность читать книги и периодику из полнотекстовых баз данных, а также работать с ними из дома. Ежегодно аудитория Виртуального абонемента пополняется на 1500–2000 человек. Книговыдача из сетевых ресурсов составляет свыше 70000 изданий.

 

Наталья Ивановна, поделитесь советом – как организовать эффективную работу коллектива в условиях обязательной самоизоляции?

– Переход к дистанционным формам работы стал серьезной проверкой для многих библиотекарей. Некоторым сотрудникам необходимо было срочно осваивать новые методы работы, многим «переобуваться» на ходу, быстро обучаться и в кратчайшие сроки повышать свои профессиональные навыки. К сожалению, не все оказались готовы к новым условиям работы.

Массовый переход на «удаленку» вызвал определенные вопросы и у нас, руководства ЧОУНБ: как организовать работу отделам библиотеки, если нет своих онлайн-ресурсов. Было принято решение – заниматься редактированием электронного каталога.

Мы подключили сотрудников к дистанционной работе в АБИС «ОРАС», дали доступ к локальной сети библиотеки, к корпоративной электронной почте для всех отделов. Сотрудники научились работать в системе видеоконференцсвязи ZOOM и TrueConF. Мы создали корпоративные чаты в WhatsApp  – для руководителей библиотеки и заведующих отделами, в социальной сети «ВКонтакте» появились рабочие группы по подготовке Библионочи, по продвижению ресурсов и многое другое.

Еще одна проблема – отсутствие у ряда коллег технических возможностей. Мы частично ее решили, предоставив в пользование оборудование библиотеки. В итоге, из 130 сотрудников 110 человек работали в условиях дистанционного режима. Результат – на сегодня отредактировано более 6,5 тысяч записей электронного каталога. В этот процесс активно включились специалисты отдела книгохранения и отдела обслуживания. В обычных условиях на это всегда не хватало времени.

 

 

Как в период карантина специалисты Публичной библиотеки общаются с читателем? Если работа библиотеки не остановилась, то как проходит информирование пользователя о ресурсах и услугах ЧОУНБ?

– Все виртуальные службы портала действуют в интенсивном режиме. Это новости, афиша, Виртуальная справочная служба, Виртуальный абонемент, удаленная регистрация пользователей в ЧОУНБ, электронные каталоги и Уральская электронная библиотека.

Мы активно работаем в социальных сетях (сотрудники библиотеки ведут 15 групп и страничек в «ВКонтакте», Facebook и Instagram, посвященных деятельности ЧОУНБ и работе ее отделов). В этот период именно туда переместилась основная работа по продвижению наших ресурсов.

Например, краеведы активно продвигают сетевые ресурсы: проекты «Именная история Челябинской области: тыл – фронту», «Культура Южного Урала в контексте Великой Отечественной войны»; портал «Литературная карта Челябинской области».

Центр правовой и деловой информации за дни карантина развернул широкомасштабную онлайн-деятельность. Для пользователей ЧОУНБ был предоставлен свободный доступ через интернет к справочно-правовым системам: официальный интернет-портал правовой информации, интернет-версия системы «Консультант плюс» и «ГАРАНТ», а также путеводители по правовым и деловым интернет-ресурсам, размещенные  на портале ЧОУНБ. Читатели библиотеки получили доступ к базам данных «Техэксперт» – ведущего бренда российского рынка нормативно-технической информации. Теперь студенты и преподаватели могут бесплатно скачивать учебники по праву и экономике.

Один из самых популярных отделов Челябинской областной универсальной научной библиотеки – Абонемент – также «переехал» в онлайн. Во время карантина сотрудники продолжают творческую деятельность и просвещение читателей в социальной сети «ВКонтакте»: благодаря онлайн-сервисам читатели, также как и раньше, имеют возможность продлить книги, оставить отзыв или обратиться к библиотекарям по всем интересующим их вопросам.

 

 

А что с мероприятиями библиотеки? Как изменился их формат и условия работы специалистов?

– За мероприятия библиотеки отвечает, в основном, Центр культурно-просветительских программ. В период карантина его деятельность была по-прежнему активной, как в обычных условиях. Правда с небольшими изменениями – вся работа перешла в онлайн.

Специалисты провели самые разные по форме и содержанию мероприятия – циклы публичных онлайн-лекций по западноевропейской литературе; вебинар, посвященный вопросам сезонной аллергии; художественный мастер-класс по нейрографике и множество прямых эфиров: как обучающих, так и творческих мастер-классов.

Сегодня, когда мы видим некоторые результаты нашей работы, можно сделать вывод, что наши услуги в онлайн-формате также интересны пользователям. Главное – правильно определить содержание. Это должно быть интересно, увлекательно и полезно для нашей целевой аудитории. А еще – сделано качественно.

 

 

В этом году Всероссийская акция «Библионочь» во всей стране прошла в онлайн-формате. Чем удивляла пользователей челябинская Публичка?

– Переход в онлайн нисколько не повлиял на количество и качество мероприятий – их оказалось так много, что первоначальную программу нам пришлось увеличить на два часа, а сами мероприятия провести на разных площадках.

Наши гости, не выходя из дома, смогли посетить 28 мероприятий – это прямые эфиры, виртуальные выставки, онлайн-экскурсии, круглые столы, мастер-классы, буктрейлеры с обсуждениями и многое другое. Трансляции шли в социальных сетях на официальных аккаунтах ЧОУНБ (ВКонтакте, Facebook, Instagram и YouTube).

Показатели только за один день – 25 апреля – превысили недельную статистику официальной группы Публичной библиотеки «ВКонтакте».

Мероприятия, проведенные в этот вечер, посетило 1151 пользователя (при этом общее количество просмотров за два дня (25 и 26 апреля) составило 3554, а охват аудитории – 16167 человек).

Виртуальный формат нисколько не помешал общению участников – они активно оставляли комментарии и лайки, делали репосты. И, конечно, у нас появились новые подписчики, а значит, и новые читатели.

 

 

В начале этого года Публичная библиотека объявила о старте народного волонтерского проекта памяти «Полевая почта – Южный Урал» (письма с фронта 1941–1945 гг.). Как продвинулась работа над проектом в период пандемии?

– 7 мая мы выпустили 13 книг памяти, состоящих из писем южноуральских фронтовиков. Все они размещены на платформе «ЛитРес: Самиздат» в бесплатном доступе.

В основе этой масштабной и очень кропотливой работы – 544 письма, открытки с фронта и 2 дневника участников Великой Отечественной войны.

Все документы были предоставлены жителями Челябинской области: они приносили их в Публичную библиотеку, присылали отсканированные записи на электронную почту или отдавали в библиотеки своих населенных пунктов. Некоторые из писем – на старотатарском, чувашском и латинском языках, а также написаны арабской вязью.

Из-за такого огромного количества присланных документов пришлось отойти от нашего первоначального плана – создать одну большую книгу – и разбить работу на 13 частей: 1941 г., 1942 г. (2 части), 1943 г. (3 части), 1944 г., 1945 г., «Город Кыштым», «Документы военной эпохи» (материалы без указания даты, открытые письма, фрагменты фронтовых дневников) и «Фронтовые письма о любви» (3 части).

Несколько частей 1942 и 1943 гг. объясняется очень просто – именно в эти годы южноуральцев активно призывали на фронт. А по еще одной большой части можно легко понять, о чем чаще всего писали фронтовики.

Серия книг «Полевая почта – Южный Урал» – это живые человеческие истории, рассказанные в письмах наших земляков. И мы очень рады тому, что успели выпустить издания к 9 мая. Ведь это наш общий вклад в мероприятия, посвященные 75-летию Победы.

Кстати, наши книги «Полевая почта – Южный Урал» также были включены во Всероссийскую цифровую библиотеку Победы – проект, организованный Министерством культуры РФ и Российской государственной библиотекой, главная цель которого – сохранение национальной памяти о подвиге народа в период с 1941 по 1945 г.

Таким образом, наша работа продолжается. Библиотеки доказали, что умеют работать в современных форматах, творчески подходят к решению даже очень сложных задач. Коронавирус заставил нас переосмыслить подходы к работе, чтобы в будущем подобные события не смогли ее парализовать.

 

 

Пандемия открыла для библиотек новые возможности в плане работы с удаленными пользователями. Но поставила жесткое условие: чтобы быть востребованными в период форс-мажора, библиотеки должны уметь очень быстро перестроить свою работу, «перегруппироваться», а сотрудники библиотек должны уметь учиться «на лету», развиваться в самых разных направлениях, развивать свое критическое мышление, правильно анализировать ситуацию, развивать свой креатив и быть стрессоустойчивыми. К счастью, сотрудники Челябинской областной универсальной научной библиотеки с этой задачей справились – даже во время пандемии продолжается рост читателей, проходит множество мероприятий на любой вкус (хоть и в онлайн-формате) и осуществляется активная книговыдача.