В Златоусте представлять этого человека особо не нужно, он хорошо известен многим. В драматическом театре «Омнибус» главным режиссером работает с 1997 года. Борис Сергеевич Горбаческий поставил здесь более 60 спектаклей, многие из которых получили признание на фестивалях международного, российского и регионального уровней. Ставил спектакли и на сценах театров многих других городов. На счету главного режиссера в целом более 90 спектаклей. Высокий профессионал: заслуженный деятель искусств России, член режиссерской гильдии Союза театральных деятелей, лауреат всероссийской театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова».

Наш сегодняшний разговор о последних значимых событиях в жизни старейшего в области драматического театра, который с 1991 года носит название «Омнибус», что значит «для всех». Он нынче открыл свой необычайно красивый театральный сезон. В 2020 году златоустовскому театру исполняется 100 лет.

 

— Борис Сергеевич, понятно, что юбилейный год будет очень непростым для коллектива, предстоит много работы, грядет событие большое. Но ведь и 2019, Год театра, был насыщенным. Что порадовало вас в его завершение?

— Начну с того , что осень, конец года в театральном мире — всегда большая фестивальная пора. И один из важных фестивалей базируется в Москве, в здании Театра наций. Это фестиваль театров малых городов России, где населения не более 300 тысяч жителей. Что говорить, внимание к нам со стороны Театра наций, Министерства культуры России, Союза театральных деятелей, конечно, вызывает уважение и большую симпанию, ведь крупные театры живут иной жизнью — творческой, гастрольной. У них и масштабы другие. А мы как бы стоим ступенькой ниже, в чем-то обездолены. Прежде всего, вниманием критиков, творческих деятелей. Вот поэтому на приглашения Театра наций всегда активно откликаемся.

 

Б.С. Горбачевский ведет занятия в творческой лаборатории руководителей детских самодеятельных театральных коллективов, которая создана при театре

 

— А когда было положено начало участию?

— В 2001 году мы впервые были приглашены и привезли на этот фестиваль спектакль «Васса Железнова» Максима Горького. И сразу же спектакль получил Гран-при, а наша актриса Роза Ахмадулина, играя Вассу Железнову, получила диплом за лучшую женскую роль. На следующий год приехали со спектаклем малой формы — «Чайкой» Антона Павловича Чехова. И вновь были отмечены дипломами молодые актеры «Омнибуса». А через два года показывали в Москве спектакль по пьесе Александра Николаевича Островского «Доходное место». За лучшую мужскую роль на сей раз был награжден актер Конопицкий. В целом же была дана хорошая оценка, мы получили подтверждение: творчески наш коллектив двигается правильно. Затем на несколько лет это фестивальное движение из-за реорганизации, отсутствия финансирования было приостановлено.

— И тогда возник другой фестиваль малых городов в Вышнем Волочке?

— Скорее всего, филиал большого фестиваля, который шел параллельно. Позднее он стал называться «Надежды России» и обосновался в Вышнем Волочке. Это городок недалеко от Твери, здесь всего около 60-ти тысяч населения. И вот в этом году мы были приглашены сюда со спектаклем Антона Павловича Чехова «На большой дороге». К участию здесь приглашают в основном театры, в репертуаре которых есть спектакли по классике. И, на мой взгляд, правильно. Сейчас в многих театрах какое-то засилие современной драматургии. Надо сказать, что далеко не все постановки современных драматургов хорошо принимаются зрителями. Поэтому мы этого избегаем, отдавая предпочтение классике, ведь многие годы «Омнибус» базируется все-таки на классической драматургии.

 

Сцена из спектакля А. П. Чехова «На большой дороге»

 

— А когда проходил фестиваль?

— Осенью, с 5 по 11 октября. Кроме конкурсного спектакля, по просьбе руководства здешнего театра и города мы привезли на фестиваль и наш театральный урок «Приглашение в театр». Здесь хорошо знают, что «Омнибус» на протяжении 32 лет занимается с детьми, воспитывая, взращивая своих зрителей. Собственно говоря, наш опыт работы переняли многие театры страны, не только области. Из 14-ти областных театров в 12-ти идут свои театральные уроки для детей. Есть они и в Вышнем Волочке, так что наш урок утром 8 октября прошел при полном зале школьников, был принят с благодарностью. А вечером состоялся показ спектакля малой формы «На большой дороге». Поскольку шел он на малой сцене, внутри сценической коробки, зрители сидели на авансцене. Но желающих попасть на спектакль было очень много. Так получилось, что вместо 60 (такова вместимость зала) на спектакль было куплено вдвое больше билетов, и никто не хотел их сдавать. Тогда дирекция попросила нас вместо одного провести два показа.

 

На репетиции: рабочие моменты

 

Мы с Александром Сергеевичем Романовым, директором нашего «Омнибуса», приняли в тот момент довольно сложное решение: провести два спектакля потоком. Надо сказать, для актеров это очень и очень трудно. Хотя показ идет час и двадцать минут, в каждом выходе на сцену актеры выкладываются максимально, у них идет огромная трата внутренних стил, энергии. И потом требуется минимум неделя на восстановление. Мы собрали актеров, передали просьбу, и все десять человек, занятых в спектакле, согласились. Спектакль прошел в два потока с перерывом в полчаса. Зрители, которые не попали сразу в зал, терпеливо дожидались в фойе. А те, кто был без места, сидели просто на полу, в уголках. Актеры же играли буквально в полутора метрах от зрителей…

В итоге все отметили, что во втором спектакле игра была еще лучше. Конечно, приятно было сознавать, что наш коллектив настолько творчески сильный, сплоченный и мобильный. И понятно стало, что в экстремальной ситуации, а фестиваль — почти всегда она экстремальная, все готовы собраться воедино, оценить и понять важность момента, ведь мы представляли лицо театра.

— Это ярко подтверждает и награда фестиваля…

— Безусловно. Мы получили диплом в номинации «За лучший актерский ансамбль». Очень значимая оценка для театра. Специалисты знают, что создать актерский ансамбль не менее сложно, чем симфонический оркестр. К сожалению, нам пришлось уехать немного раньше, не дожидаясь критического разбора, мнения специалистов. Дело в том, что мы торопились на свой фестиваль по театральным урокам, который начинался 11 октября. Он впервые проходил в Златоусте, был организован по нашей инициативе и назван «Приглашение в театр». Но о нем — отдельная тема для разговора.

А разбор спектакля был для нас не только с положительной оценкой, но и очень интересным в творческом плане. В числе критиков — Надежда Александровна Таршес, профессор Театральной академии из Санкт-Петербурга. Оказывается, она давно знает наш театр, видела «Чайку» по видео будучи в составе большого жюри конкурса «Золотая маска. Мы тогда представляли чеховскую «Чайку». Оценивала нашу работу и профессор из Тверского госуниверситета Нина Алексеевна Смирнова, очень интересный человек.

Как мы узнали позднее, этих критиков высокого ранга удивило насколько полифонично был выстроен наш спектакль. Он звучал как музыкальный ряд, исходя из энергетики актеров, их слов и действий. Именно это подчеркнула Нина Александровна Торшес. В своей книге «Музыка в драматическом театре» она утверждает, что музыкальный ряд существует, когда музыка звучит не только из динамиков, она должна исходить и от актеров, от их энергетики. Это происходит, если на сцене существует актерский ансамбль. И самое сложное для режиссера — создать такой ансамбль. Безусловно, это стоит огромного труда, многих и многих репетиций. Вот почему так дорога нам эта оценка.

Кроме того, критиков порадовало, что чеховский театр в нашем лице живет, ведь чеховская драматургия всегда покоряет, она завораживает зрителей. Она полифонична, и при этом у каждого актера свой голос. И каждый актер на сцене — крупным планом, что случается далеко не во всех театрах.

 

Съемки фильма «Улица» к юбилею Златоуста. Совместный творческий проект местной телекомпании «ЗлатТВ» и театра «Омнибус»

 

— Борис Сергеевич, и ведь это не первый диплом «Омнибуса» в такой номинации…

— Да, конечно. Два года назад на областном театральном фестивале «Сцена» мы тоже играли спектакль «На большой дороге». И также получили награду за лучший актерский ансамбль. И это очень весомое подтверждение нашей творческой состоятельности. И выбора пути, которым развивается театр. Театр, в котором актеры не играют на сцене, а живут. Когда-то мы во время учебы спросили нашего преподавателя, очень известного режиссера, Марию Осиповну Кнебель, непосредственную ученицу Станиславского, которой было уже 95, о том, что самое сложное в этой профессии. И она тогда сказала: «Сделать актера живым человеком…». Помню ее слова до сих пор. Как просто звучит и как сложно воплотить в жизнь.

— Спасибо за беседу, и больших творческих успехов «Омнибусу» в юбилейном сезоне!

 

Автор: Александра Милентьева