«Spocky Noki» – волшебный спектакль театра «Манекен», который с первых же секунд очаровывает, пленяет, захватывает и долго-долго-долго не отпускает. Возникает ощущение счастья, детской радости, «бабочек внутри» и непередаваемой лёгкости! Спектакль про обворожительного Spocky буквально пропитан светом, теплом, нежностью и добротой. Невероятная актёрская игра, мимика и пластика, сногсшибательные режиссёрские находки, гениальное сценическое оформление и потрясающие костюмы, музыка, видеопроекция и свет – всё сошлось и «выстрелило» в самое сердце. Точное попадание. Невозможно не влюбиться в эту постановку! Команда волшебников в лице Алексея Тетюева, Антона Сластникова, Елены Сластниковой, Ксении Рыжковой, Дмитрия Ускова, Антона Савченко, Дмитрия Иванченко и Павла Ларионова сработала виртуозно, не оставив зрителям ни одного (даже маленького) шанса.

О том, как рождался спектакль, мы поговорили с режиссером Алексеем Тетюевым. Предлагаем вашему вниманию вторую часть беседы.

Режиссер Алексей Тетюев

Часть 2

– В сеть попали замечательные, атмосферные фотографии с репетиционного процесса (maxdyakov)… По ним мы могли судить о том, как рождался спектакль «Spocky Noki»! Особенно они интересны, когда сравниваешь с тем, какая красивая сказка получилась в итоге. Алексей, вспоминая то время, расскажите, пожалуйста, о репетиционном процессе. Все ли шло по плану?

– Вы знаете, стоит признаться, под конец я «закопался» в своих фантазиях до такой степени, что стал осознавать: спектакль может растянуться на полтора часа. То есть «закопался» я капитально.

И какое счастье – работать с прекрасной командой, с талантливыми артистами! С людьми, которые болеют, горят, переживают, которые говорят: «Леша, пойми, мы же хотим помочь». И это классно! Безумно приятно!

Фотографии с репетиционного процесса

За полтора месяца до выпуска я не мог прийти к окончательному варианту… Мне казалось, что все идеи нужно включить в спектакль. Волнительно, беспокойно было на душе. Я оказался на грани нервного срыва! И один хороший человек мне подсказал, что делать, направил меня. За что я ему безгранично благодарен и признателен! После разговора с ним я пришел домой, сам «ножками» прошел всю постановку и смог найти верное решение.

Алексей Тетюев

А на репетициях все существовали в какой-то легкой, доброй атмосфере, в так называемой игре. Все артисты придумывали, сочиняли, творили; безумное количество хороших предложений поступило от Леши Чумака. Он вообще замечательный фантазер! Много отличных идей возникло у Никиты и Жени (Никита Манылов и Евгений Смирнов — прим. ред.). Во время этюдов ребята показывали свои домашние «заготовки», прорабатывали роли. И это была настоящая радость, кайф!

Сидя в зале, я отчетливо понимал, что вся история должна обязательно завершиться волшебством. Именно поэтому в финале появляется огромная луна и лунная дорожка, звучит прекрасная музыка, на небе зажигаются яркие звезды и возникает необъяснимая магия.

– Как происходило распределение ролей?

– Изначально ставка делалась на Стаса и Никиту (Станислав Хомков и Никита Манылов — прим. ред.). Но потом я подумал, что длинная Новогодняя кампания – это серьезная нагрузка для них. Поэтому было принято решение делать два состава. К тому же в нашем театре есть замечательные ребята, которые способны на многое! К примеру, Женя Смирнов по своей природе настоящий клоун, артист с никулинской органикой! Как я могу его обойти стороной? Мне в радость работать с ним! У Леши Чумака невероятная фантазия, энергетика, колоссальные способности! Я сразу поверил в него!

И актеры поверили в меня, загорелись, выложились на 100%, за что им огромное спасибо!

А про светлячков я вообще молчу! Тут даже вопросов не стояло. Я изначально понимал, кто какую роль будет играть. Понимаете, каждый спектакль для артистов – это учебный момент, это познание тонкостей профессии, чего-то нового.

– В спектакле «Spocky Noki» есть безумно красивые и очень эмоциональные сцены с пером. О них вы неоднократно говорили в интервью, а также в прямом эфире в Инстаграмм. Они цепляют, врезаются в память. Расскажите, кто и как придумывал их. Ведь в книге ничего подобного нет?

– Не хочется все карты раскрывать… (улыбается) Многие отличные идеи пришли в спектакль через артистов. Именно так артист увидел, придумал, прочувствовал роль. Рождались подобные сцены в процессе этюдов, в процессе совместного творчества. Филины прекрасно справились с поставленными задачами! И это не удивительно, ведь каждый из них безумно талантлив, артистичен, пластичен. У Никиты Манылова, к примеру, большой опыт игры в спектакле «Клиника».

– Часовщик Тики-Так способен управлять временем. Хотели бы вы когда-нибудь стать ненадолго Тики-Таком, чтобы вернуться в прошлое и что-то поменять?

– Ох… Наверное, да. Вернуться в прошлое и, не меняя ничего, остаться там, в том времени. Беззаботном, светлом, солнечном. Вернуться к бабушке в квартиру, вновь испытать детское ощущение безусловного счастья…

Но зачем об этом говорить? Это же невозможно. А жить прошлым, носить его в себе, жалеть об ошибках, которые совершил – не стоит. Главное – впереди. Главное понять, для кого ты – герой; для кого ты важен здесь и сейчас. Кому ты нужен именно сейчас.

– Хотели бы вы повернуть стрелки часов назад и что-то исправить в спектакле? Довольны ли вы результатом? Или нет предела совершенству?

– Сразу скажу: нет предела совершенству. Но что-то менять в «Spocky Noki», конечно, не намерен. Теперь это не в моей власти. Спектакль принадлежит актерам, он полностью в их руках. Теперь они главные герои.

– Владимир Спешков в конце марта написал:

«Все-таки потенциал настоящего (а не имитационно-халтурного) «театра детской радости» неисчерпаем. Наконец-то посмотрел, давно собирался, спектакль «Spocky Noki» в театре «Манекен». Милота и внятность истории про познающее самое себя симпатичное привидение, помноженные на пеструю радость сценографии и костюмов, старую добрую пантомиму в полунинско-филоновском духе». Алексей, раскройте секрет магического воздействия на зрителей и критиков этой доброй пантомимы в «полунинско-филоновском духе».

– Какие секреты?! (смеется)

Падает перышко сверху… И возникает ощущение, что время замирает. Потому что, по мне, театр работает не только какими-то художественными средствами, он еще работает со временем. Театр работает с ощущениями; он достает залежавшиеся, запотевшие, заплесневевшие чувства и превращает их в нечто прекрасное.

Какой секрет? Ну какой секрет у вкусных бабушкиных пирожков?! Секрет один – любовь! Когда бабушка скучает и ждет встречи, когда готовит угощение, она вкладывает в пирожки свое тепло, нежность, любовь.

Секрет один. И он очень простой. Все должно происходить по любви. Особенно театр. Вячеслав Иванович Полунин правильно сказал: «Нельзя насильно заставлять человека заниматься искусством или творчеством». Любой творческий процесс – это процесс занятия любовью. Если нет взаимности, нет магии и любви, то театр невозможен.

– А почему вы сами не вышли на сцену? Многие зрители, не сговариваясь, писали в своих отзывах о том, что роль Spocky – это роль для вас. Признавайтесь, вас тянет на сцену?

– Как сказать… Меня тянет на сцену, но не в роли Spocky. У меня есть свой персонаж. Есть Тить из «Клиники», который всегда со мной. Возможно, на какое-то время я его забыл, но он рано или поздно явится, я точно знаю.

Зачем мне выходить на сцену в роли Spocky? Плохое качество – жадность. Жадность и зависть. Это то, что разъедает художника изнутри, съедает, уничтожает. А зачем жадничать, когда есть вокруг такие талантливые люди? Мне же тоже хочется им это привить. Любовь к пантомиме, к клоунаде…

Ведь клоунада является высочайшей точкой актерского мастерства. Хороший артист – это хороший клоун, который не только владеет словом, а еще умеет выстраивать общение со зрителем в тишине…

– По итогам Областного фестиваля детских спектаклей «Морозко» (Челябинск, 2021) вы были отмечены дипломом за лучший режиссёрский дебют, Станислав Хомков получил диплом за лучшую мужскую роль, Антон и Елена Сластниковы — диплом за лучшее художественное оформление.

Как вы относитесь к этим наградам? Планируете принимать участие с этим спектаклем в других фестивалях? Мы уже знаем (со слов Владимира Спешкова) о том, что спектакль приглашён на летние «Ирбитские подмостки». Как справедливо отмечает театральный критик:

«Вообще-то он вполне достоин того, чтобы на него выстроилась фестивальная очередь».

– Ох, как хочется поучаствовать в фестивалях! Разных, близких и далеких, маленьких и больших. Это как глоток свежего воздуха! Фестивали, гастроли жизненно необходимы любому театру для того, чтобы развиваться. Они помогают посмотреть на себя со стороны, услышать мнение экспертов, коллег из других театров, критиков, они, в конце концов, сплачивают коллектив, так как на фестивалях зачастую возникает дух соперничества.

А награды, признание – это всегда волнительно и приятно. Особенно, когда фестивальное жюри отмечает артистов.

– В спектакле «Spocky Noki» очень бережно и нежно рассмотрена тема счастья… В чем кроется счастье лично для вас?

– Счастье в глазах родной души. Счастье в желании возвращаться туда, где тебя ждут, где тебя потеряли, где ты нужен. И быть там героем.

– Spocky очень часто произносит фразу: «Spocky – герой». Тема героя сквозной линией проходит через весь спектакль… А каким видится вам герой современности?

– Ох, не знаю… Есть ли они, герои эти?

Кстати, врачи – это настоящие герои. Кочегары, металлурги – герои. Пожарные, спасатели… Все те, кто жертвует собой ради других людей. Кто не жалеет сил, энергии, здоровья, жизни ради ближнего.

– «Spocky Noki» – технически сложный спектакль… Вы осознанно шли на это усложнение? Ведь использование техники – всегда риск непредвиденных ситуаций: вдруг что-то не включится, не заработает, выйдет из строя?

– Конечно, это риск. Большой риск! Да, спектакль технически сложен. Я пошел ва-банк, рискнул и до сих пор пожинаю плоды своего решения. Есть ряд проблем, которые периодически всплывают.

Сейчас встает вопрос о поездках на фестивали… «Spocky Noki» создан под манекеновскую сцену. Его, безусловно, можно играть на других площадках, но не в том варианте, что здесь.

– Алексей, расскажите, как вам работалось с Антоном и Еленой Сластниковыми? Как появился мир «Spocky Noki»? Кто придумал эти улочки и домики, эти маленькие лавочки, эти фонарики и огоньки?

– Это моя фантазия. Я очень долго вынашивал идею «Spocky Noki», обдумывал, размышлял… И я четко понимал, каким он должен быть –сказочный мир милого Spocky.

С Антоном и Еленой работалось чудесно! Я прекрасно помню, как Антон с первой нашей встречи загорелся идеей. Помню, как он рисовал спектакль, как мы вместе искали анимационное решение. Я видел, ощущал, чувствовал, что Антон и Лена полностью погружены в материал, горят, что они неравнодушны.

Алексей Тетюев и Антон Сластников

А как они переживали, когда мы вдруг стали менять внутри спектакля сцены! Антон эмоционально отреагировал тогда: «Да что вы делаете?! Зачем?! Оставьте все как есть». Антон невероятно талантлив! Он тонко чувствует театральное пространство, его многослойную структуру. Он умеет точно подобрать цветовые и художественные решения.

Для «Spocky Noki» Лена создала безумно красивые костюмы! Каждый из них – отдельное произведение искусства, шедевр.

Антон и Лена – прекрасный тандем! Они уникальные люди. И мне чертовски повезло с ними. Я безгранично счастлив, что нам удалось услышать, понять друг друга.

– Зрители, увидев Spocky Noki, пишут:

«Такой спектакль врачи должны прописывать от хандры! Вообще его можно продавать в записи (на флешке) вместо пилюль от головной боли!».

В связи с этим вопрос, чувствуете ли вы себя изобретателем эликсира, который исцеляет человеческие души?

– Наверное, да. Есть такое. От показа к показу особенно. Повторюсь, дети, побежавшие к Spocky на сцену в едином порыве, – это ли не доказательство магии спектакля?

– В спектакле есть одна очень интересная деталь. Часовщик-рассказчик Тики-Так подстрекает нарушить самое важное правило – не покидать чердак днём. В этом кроется призыв к диверсии, непослушанию… Что вы об этом думаете?

Часовщик-рассказчик Тики-Так

– В этом заложено одно: «Попробуй! А вдруг? Вдруг у тебя получится сотворить чудо? Вдруг получится стать героем?» В спектакле отлично показано, что Spocky рискнул, попробовал и выиграл. Хотя главное не это. Самое важное в этой истории – возвращение к другу. Туда, где тебя любят и ждут.