В Челябинском Молодёжном театре 22 февраля состоялась лекция главного режиссера Ивана Миневцева, посвященная музыке в спектакле как неотъемлемой части художественной постановки.

 

Тема лекции «Techno. Электронная музыка в спектакле», заявленная в анонсе, вызвала удивление и много вопросов. Пришлось «наводить справки» и даже устраивать перед Лабораторией домашнее экспресс-прослушивание основных альбомов топ-исполнителей Techno. Это повод открыть для себя что-то новое, более детально познакомиться с современными музыкальными стилями.

Итак, лекция состоялась за неделю до премьеры «Черный апельсин». Режиссер сделал акцент на том, какую большую роль играет музыка для художественного воплощения замысла. И что смысловая составляющая музыкальных композиций имеет существенное значение для восприятия зрителем общей концепции современной постановки.

Зрители Молодёжного познакомились с произведениями Джона Кейджа, Kraftwerk. В рамках лекции прозвучали композиции русского музыканта Филиппа Горбачева, нашего современника, который 10 лет назад переехал в Берлин, удачно дебютировал с записью «In The Delta» для лейбла Cómeme, стал активно выпускать альбомы и гастролировать со своей музыкой, выступая перед публикой.

Во время звучания треков Филиппа, организаторы мероприятия даже несколько раз выключали свет, и лекция превращалась в сеансы медитации. Зрители погружались в ритмичные мотивы и необычные мелодии Горбачева, которые, по словам ценителей электронной музыки, являются источником сильнейшего духовного вдохновения, очищения, способны своим энергетическим воздействием вызвать религиозный экстаз или психоделический трип.

Филипп Горбачев, как выяснилось в результате состоявшейся лекции, в основе своих музыкальных композиций использует синтез колокольного звона и электроники. При записи треков он опирается на два, казалось бы, совершенно разных, противоположных аспекта своего музыкального опыта – артиста хаус-вечеринок и церковного звонаря. Именно это обусловило появление на свет музыкальных экспериментов с колокольной музыкой и техно-молитвами.

В одном из своих интервью Филипп Горбачев признался: «В церковной жизни есть часть молитвенная, территория более личная, но такая, которая может стать коллективной. Кстати, что такое литургия: это совместное дело – молитва в церкви. И хаус-музыка как своего рода общая молитва много значит для меня».

«Это необычная музыка… Музыка смирения… Ее нужно слушать, расслабившись, получая удовольствие…, – отметил Иван Миневцев. – Таким образом, происходит парадоксальное соединение несоединяемого, совмещение несовместимого. Интересно, что все это (и электронная музыка, и академическая музыка, которую пишут современные композиторы) может пересекаться и присутствовать в одной драматической постановке. Если говорить о спектакле «Черный апельсин», то в нем используется исключительно музыка Горбачева, которая как раз синтезирует в себе различные звуки и мотивы. И она вплетена в историю органично, так как это позволяет ритмичная структура текста пьесы Даны Сидерос».

По словам Ивана Миневцева, удивительно, что Горбачев создает музыку не только из колокольного звона, он не ограничивает себя рамками, он создает музыку из процесса богослужения. В некоторых треках нет колокола, однако присутствует «звучание» церкви. «В самом спектакле «Черный апельсин» звона колоколов не будет… – признается режиссер. – Ведь спектакль не про Бога, не про религию… Он про смерть и про жизнь. Про связь поколений. И важно понимать, почему звучит именно эта музыка, что она выбрана не случайно».

Новые формы общения со зрителями дают возможность нам понять, как рождается спектакль, какими средствами, в какой эстетике он создается. Это помогает основательнее «погрузиться в материал», перед премьерой быть «начитанным», «насмотренным», «подготовленным» зрителем, улавливать в спектакле нюансы, осознаннее и чувственнее воспринимать постановку, получать более сильное художественное впечатление (о чем говорил неоднократно Иван Миневцев) от премьеры.

 

         

 

         

 

 

Автор: Светлана Демцура — организатор проекта «Прогрессивной театральной общественности» (ПроТО), редактор публичной группы «ВКонтакте» «Театральный журнал «Событие»». Принимает активное участие в работе театральных фестивалей и культурных событий города, курирует газету фестиваля кукольных спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок» (город Челябинск), на протяжении нескольких лет является членом Секции театральных критиков и журналистов Челябинского отделения СТД РФ.