Месяц назад на экраны вышел новый фильм Кристофера Нолана «Довод». Многим зрителям картина показалась запутанной, как и некоторые другие работы режиссера, например, «Интерстеллар», «Престиж» или «Начало». На самом деле фильмы Нолана кажутся сложными лишь на первый взгляд — стоит пересмотреть его картины более пристально, обратить внимания на детали, и «открытые» финалы становятся действительно открытыми, а сюжет и замысел творца — ясными. Так происходит и с «Началом».

 

Финальная сцена фильма — волчок долго крутится, но Кобб не смотрит на него, и зритель задается вопросом — неужели герой все-таки застрял во сне? Чтобы ответить, нужно разобраться, в чем заключается смысл волчка и его вращения.

 

Волчок, который не перестает крутиться — это тотем, изобретение Молл. Тотем —  обыкновенный на первый взгляд предмет с изъяном, о котором знает лишь его обладатель. У Артура, например, тотемом была игральная кость со смещенным центром тяжести, поэтому падала она всегда на одну сторону, и лишь Артур знал, на какую именно. У героев, которые захотели бы погрузить Артура в сон, не получилось бы обмануть его — Артур мог бросить игральную кость и, увидев, что она упала на другую сторону, с легкостью понять, что находится не в реальности. У другого героя, Имса, тотемом была круглая фишка с ошибкой в надписи. При проектировании сна другие герои не знали об особенностях тотемов — поэтому, взглянув на игральную фишку и не найдя в слове ошибку, Имс понял бы, что находится в чужом сне. Волчок же, придуманный Молл, работает по-другому: это обыкновенная вещь, работающая во сне необыкновенно, он не может остановиться крутиться. Но ведь никто кроме Молл и Кобба об этом не знал, соответственно, в чужих снах волчок должен был падать. Так в чем же его смысл?

 

Дело в том, что назначение этого волчка — определить, находится герой в реальности или в своем сне. Только тот, кто владеет волчком, может заставить его крутиться в собственном сне по собственному желанию, в чужом сне физика будет работать по-другому. Настоящий же тотем Кобба — обручальное кольцо, оно всегда рядом с ним. Лишь Кобб знает особенность этого тотема — по ней герой определяет, находится он в чужом сне или нет.

 

После заключительных кадров зритель не должен задаваться вопросом «Неужели Кобб заключен в чужой сон?», ведь это герой может с легкостью проверить по кольцу и вернуться в реальность. Все опасения оказываются напрасными — если волчок, как может показаться зрителям, не прекратит вертеться, Кобб сможет понять это и, убив себя, проснуться. В финале фильма герой осознает — он в реальности, а его любимая жена Молл действительно умерла. Кобб наконец смог принять тяжелую действительность и поверил в происходящее — он выбрал реальность, смог избавиться от ложных надежд вернуться к любимой, он выбрал своих детей, именно поэтому мы в первый раз видим их лица. Как говорил сам Нолан, это фильм «не о снах», Кобб перестал жить мечтами о возвращении Молл, словно пробудился от долгого сна. Это счастливый фильм, и счастливый финал очень ему подходит.