Открытие Режиссерской лаборатории «Контур войны» в Челябинском Молодёжном театре состоялось в субботу, 26 сентября 2020 года. Лекция «Современная литература “без возраста”: новая волна young adult» московского театрального критика, публициста, завлита РАМТа Милы Денёвой о литературе оказалась отличным началом, она задала общий тон всему происходящему далее и не раз вспоминалась, когда речь заходила о рекомендуемом к «умиротворяющему чтению» списке книг.

 

 

Надо отдать должное, Мила сразу расположила к себе слушателей. Горящий взгляд, нежная улыбка, обаяние, выверенная, спокойная и грамотная речь, неравнодушное и трепетное отношение к детской (и не только детской!) литературе, большая любовь к театру… Все способствовало тому, чтобы полтора часа пролетели на одном дыхании. Так и случилось.

 

Предваряя разговор, Мила Денёва отметила, что зрители Молодёжного наилучшим образом готовы к «новой литературе», так как в репертуаре театра присутствуют современные авторы.

 

 

Кстати, в рамках лекции прозвучал интересный факт. По статистике издательства «Самокат» 40% покупателей современной детской литературы – это люди в возрасте от 30 до 45 лет (при этом они покупают книги «для себя»). Получается, что литература предназначена не только для деток. Выходит, что «детская литература» ориентирована и на взрослых. На тех, кто что-то недочитал в детстве, недополучил в таком виде, в каком это существует сегодня. «Все мы дети… И в 30 лет, и в 40, и в 45. Что уж говорить!», – подумалось мне.

 

 

Еще одна интересная мысль, сформулированная на лекции: современная литература опережает современный театр для детей, она предугадывает, предваряет потребности современного поколения гораздо быстрее и проницательнее, чем это делает театр. Эта волна «young adult» уникальна, актуальна, похожа на глоток свежего воздуха. Ее особенность заключается в том, что она интересна в равной степени и детям, и взрослым. Она выступает аналогом «утреннего спектакля для всей семьи», полем для совместного диалога ребенка и родителей, территорией общих интересов.

 

Особенность новой литературы «young adult» такова, что в ней отсутствуют запрещённые темы. В ней нет того, о чем нельзя говорить с ребенком, нет табу. В книгах поднимаются «острые вопросы» о войне, насилии, смерти, буллинге, толерантности к другим национальностям, о сексуальных меньшинствах, инаковости, разводе родителей, педофилии и т.д. В этом ее особенность и главное достоинство. Авторы подбирают слова таким образом, чтобы не нанести травму ребенку. Но при этом не изолируют его от реальной жизни и действительности, не предлагают «розовые очки», не строят воздушные замки. В книгах используется взрослый язык, без сюсюкания, без «приседания на корточки», по-взрослому, но так, чтобы это было ребенку безопасно.

 

 

Следует отметить, что на этой волне появляется отдельный жанр – книжки-картинки. И это оказалось лично для меня открытием! Такие книги адресованы не тем, кто не умеет читать, а тем, кто умеет видеть. Здесь нет ни одного слова, присутствует только густонаселенная графика. Нет нарратива, читатель сам «додумывает», местами выстраивает сюжет, подключая собственное воображение. Эта информация попала в меня моментально. Я люблю истории без слов (эта любовь началась с трогательного черепановского «Ёжика»).

 

Особенно хотелось бы отметить детальный анализ книг о войне. Тема войны очень сложная, болезненная, дискуссионная. Поэтому разобраться в том, как происходила трансформация восприятия войны, героизма, как тему войны раскрывают современные писатели, без помощи филолога, искусствоведа достаточно трудно.

 

Следует сказать, что чем дальше мы отдаляемся от войны, тем меньше у современного ребенка возможности испытывать эмпатию, «подключаться» к переживаниям персонажей, героев, проецировать их чувства на себя. Если раньше у детей была возможность узнавать о войне от мам и пап, бабушек и дедушек, то у современных подростков зачастую нет прямого очевидца военных событий, поэтому война является чем-то далеким, даже мифическим. Возможность переживать войну как «свидетельства очевидца» у современного читателя отсутствует. Именно поэтому в новой литературе война превращается в миф. Современные авторы работают с темой войны как с мифом, как с мистикой… Война как волшебный непонятный мир, который обрастает своей мифологией. И ребенок-читатель может «подключиться» к нему только как путешественник по этой мифологии.

 

Мила посоветовала «держать руку на пульсе», следить за новой литературой через «проверенные» источники, по которым можно всегда узнавать о появлении качественных современных детских текстов. Именно их нужно находить, читать, изучать, пропускать через себя.