Как становятся художником, понятно: это страстное желание рисовать (вернее, писать), плюс учеба, плюс дар божий. И упорный труд, конечно. А вот что такое художник-постановщик, что за должность такая — заведующий художественно-постановочной частью? Нетрудно догадаться, что речь пойдет о Его Величестве Театре. О тех, кто служит ему верой и правдой и не всегда на виду. То есть, всегда видна их работа, но они в закулисье.

 

Вот с одной из тех, без кого театр обойтись ну никак не может, мы и знакомимся: Лиля Вадимовна Файзулина, художник-постановщик Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус».

— Лиля Вадимовна, а вы сами как бы определили свою профессию?

— Да очень просто. Это человек, который работает в театре художником.

— А как судьба свела вас с нашим театром? Когда вы пришли в «Омнибус»?

— Можно сказать, случайно, потому что по специальности я не театральный художник. Училась в Пензе, окончила там художественное училище, декоративно-оформительский факультет. А это совсем иное направление. Да и страна наша была иная, можно сказать, другая эпоха. Везде и всюду — работа с политическим уклоном. Оформляли здания, жилые дома в городе, готовили плакаты для демонстраций в праздники, надо же, чтобы колонны были красивыми. А потом работала в сфере торговли. Оформляла витрины магазинов, мне это очень нравилось, сколько угодно можно было
проявлять свое творчество.

Но времена менялись, магазины стали закрываться, многие переходили в частные руки. Вернулась в Златоуст, я же здесь родилась. Какой-то период работала во Дворце культуры «Металлург», но и здесь не было стабильности. А потом узнала, что театру нужен сотрудник. Пришла, меня приняли в бутафорский цех. И вот задержалась здесь на 25 лет. А ведь раньше и подумать не могла, что когда-нибудь буду работать в театре.

 

 

— А в чем специфика, где главное отличие работы именно театрального художника?

— В умении работать в пространстве, найти в нем конструктивное решение. Плакаты, картины — это плоское изображение. А в театре нам дана сцена, у которой есть высота, ширина, глубина, где надо верно скомпоновать декорации. И здесь будут работать актеры, которым на сцене должно быть удобно и понятно. При этом очень важно выбрать цвет, он сильно может изменить картинку, повлиять на общее настроение. Большое значение имеют костюмы, они тоже работают, они живые. В нашей работе нет мелочей. Вот и получается, что всё должно быть в связке. Как, безусловно, в связке должна быть работа с главным режиссером. В нашем театре — это Борис Сергеевич Горбачевский. За ним последнее слово.

— Лиля Вадимовна, а кто в освоении профессии был авторитетом для вас, у кого учились, набирались опыта?

— Когда пришла в театр, художником здесь работала Светлана Викторовна Крамаренко. Бегала к ней из бутафорского цеха, училась композиции, освоению пространства. Поскольку основа была, начинала не с нуля, не с азов. Выручали книги, много читала, наблюдала за работой художников. Кроме того, театр полюбила еще в Пензе, там был и есть хороший театр. Как известно, здесь родился знаменитый театральный режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд. В городе есть его музей, он небольшой. Там проходят не только экскурсии, но и спектакли.

Ну, а в целом, понятно, что театральному художнику предъявляются высокие требования, поэтому учеба идет постоянно. Бывают ошибки, но зрителю они не заметны, их увидят скорее всего специалисты. Нагрузка большая. За год в среднем в «Омнибусе» ставится пять спектаклей. Не все премьеры мои, к нам охотно приезжают и приглашенные художники-постановщики. Один из них Валентин Афанасьевич Александров из Санкт-Петербурга. Он очень интересно работает: наблюдала, многому научилась. Его постановка в спектаклях: «Ущелье крылатых коней», «Иоанн Златоуст», «Труффальдино из Бергамо», «До третьих петухов».

— Хорошо, вот вы уже опытный художник. Получили текст, материал, изучили всё. С чего работа начинается, что самое трудное?

— Главное решиться. И ничего не бояться. Поправки, какие-то коррективы можно внести по ходу работы. А отступать уже нельзя, обратной дороги нет, поскольку план в театре жестко сверстан, даты премьер определены. Значит, надо действовать, шагать только вперед.

— А как складывается ваша работа с актерами в подборе костюмов, атрибутики? Бывает, что они не согласны с вашим решением?

— Бывает, конечно, у них своё видение, но всегда приходим к согласию. Все уже хорошо меня знают, здесь у нас полное понимание. Да и больших проблем сейчас с костюмами нет. Раньше, когда не хватало средств, часть костюмов была из подбора, то есть из тех, что уже использовались в спектаклях. Понятно, что со временем они теряют вид. Сейчас нет такой необходимости, к каждому спектаклю готовятся новые костюмы. У нас хорошие запасники, своя театральная мебель, атрибутика. И очень красивый, уютный театр, с очень богатой историей, крепким творческим коллективом, руководит которым Александр Сергеевич Романов.

 

 

— Да, в Златоусте хорошо известно, что «Омнибусу» в конце этого года исполнится сто лет. Что в связи с подготовкой к юбилею еще ложится на ваши плечи?

— Работы всем предстоит очень много. У меня есть задумка обновить в фойе выставку костюмов. Она уже есть, работает, и зрителям очень нравится. Но к юбилею отберем костюмы из наиболее значимых для театра спектаклей. Возможно, будет выставка какой-то театральной атрибутики. Люди всегда с интересом рассматривают вещи из прошлого: перчатки, зонтики, шляпки. Подумаем над обновлением музея театра. Идей еще появится немало, народ у нас творческий…

 

В дополнение. В творческом багаже художника Лили Файзулиной 60 спектаклей, в 28 из них она была художником-постановщиком. Всегда четко видит задачу режиссера. Про мнению коллег, обладает дизайнерским талантом и тонким вкусом. А еще постоянно следит за новыми технологиями в сфере театра и старается внести эти новинки в оформление спектаклей, моделирование костюмов. В 2018 году её эскизы и сами костюмы были представлены на V областной выставке театральных художников. И все это делается тщательно, с большой любовью, подчеркивают коллеги. В ее работе действительно нет мелочей. Вплоть до пуговиц, за которыми она сама поедет куда угодно, поскольку надо, чтобы они идеально подходили к наряду. В этом весь ее характер. Ну а если будете в «Омнибусе», обратите внимание не только как оформлен тот или иной спектакль, но и как всегда тепло и красиво в фойе театра.

 

Автор: Александра Милентьева