«Трованты»… Совершенно ошеломляющий и невероятно красивый спектакль Челябинского Молодежного театра, заслуживающий особого внимания. Он уникален в своем роде. Сильно выбивается из текущего репертуара и, по-моему, занимает одну из лидирующих позиций.

Появление пластической легенды «Трованты» – большая, очень большая удача не только для театра, но и для зрителей. Ведь подобная магия возникает редко. А тут все совпало – и талант, и желания, и возможности.

«Трованты» – это разговор по душам без слов. Это исцеляющее слияние с природой, обмен энергиями, чувствами, эмоциями. Это всполохи огня, танцующие искры, сильнейший жар, пульсирующие движения, сжигающее изнутри пламя. «Трованты» – это леденящее дыхание севера, это пушистые снега, неприступные горы, ледники, острые скалы, поднимающиеся прямо из воды, живые камни, в которых скрыты в заточении человеческие души.

 

 

«Трованты» – это норвежские девственные пейзажи. Смотришь на сцену и невольно видишь набухшие облака, пронизанные лучами уходящего солнца. Слышишь журчание воды, которая струями стекает по холодным камням. Видишь кристально чистые озера и реки, пещеры, туман, парящую высоко-высоко стаю птиц. Ощущаешь порывы ветра… и свою сопричастность, единение с этим таинственным миром.

«Трованты» – это легкие, грациозные, женственные, пластичные жительницы норвежской деревни, их чарующие изгибы и томные взгляды. Это взмах рук, летящие в танце волосы, плавное покачивание бедрами, дыхание горячее до предела, нежные вздохи и тихий шепот. «Трованты» – это мускулистые мужские спины, капли пота, сверкающие в приглушенных лучах света, дикие и агрессивные движения, демонстрирующие буйный нрав. «Трованты» – это туго переплетенные тела, слитые в единое целое.

 

 

Жители деревни завораживающе танцуют. Как они красивы и естественны в своих порывах! Иногда похожи на хищников, готовых к решающему броску и битве, иногда прижимаются к земле, вьются, стелются под ногами, как змеи. Они крадутся, резко вздрагивают, распрямляются от волнения, тревоги, догоняют, набрасываются, нападают, действуют на уровне инстинктов. Одним словом, отдаются сумасшедшему танцу без остатка.

 

 

В спектакле нет пошлости, нет грязных намеков и подтекстов. Зато в нем есть невероятная и мощная энергия. Благодаря порывистым движениям героев, благодаря придыханию, вздохам, пульсирующим ритмам музыки мы, зрители, погружаемся в особый мистический, загадочный, незнакомый, но безумно красивый мир. «Трованты» – это эстетическое наслаждение, красота смуглых тел (на которых изображены символы и письмена, скрывающие неведомые смыслы).

Со сцены в зал бурлящим потоком «выплескивается» музыка. Она наполняет и переполняет все пространство медитационными звуками. Она струится со всех сторон, обволакивает, берет в свой плен. В эту непрерывную сложносочиненную мелодию удачно вплетаются шорохи, шепот, рычание, стоны, этнические, шаманские напевы…

 

 

Особенно запоминается воинствующая Эрда! Одним леденящим взглядом она способна моментально ввести в транс, подчинить себе человеческую волю и тело. Даже в зале чувствуется этот натиск темной энергии, ее смертельно-сладостная сила.

«Трованты» – это череда мистических событий… Личные жизненные трагедии; просьбы, обращенные к небесам; борьба за собственное счастье… Прекрасен танец жительниц норвежской деревни и их молитва, взывание к светлой Фрее. Под тягучую, липкую, обволакивающую музыку с белоснежными тягучими, липкими, как паутина, тканями. Эти полотна обвивают стройные, гибкие тела девушек; они заворачиваются в них, как в кокон, покачиваются, как в колыбели. После всех трагедий и несчастий появляется величественная Фрея, дарующая спасение, очищение и любовь.

 

 

P.S. Впечатления от пластического спектакля «Трованты» нужно получать на уровне чувств, «отключив голову». Однозначно. Потому как если вы будете пытаться искать в происходящем на сцене сюжеты скандинавских легенд и мифов, силясь вспомнить то, что накануне вы «нагуглили» в Интернете; если вы будете выстраивать логические цепочки, желая связать противостояние Эрды и Фреи со скандинавской мифологией, то вы сразу «выпадете» из спектакля. Надолго и безвозвратно. «Трованты» нужно чувствовать и ощущать. В этот спектакль нужно занырнуть с головой. И непременно следует «отключиться», довериться режиссеру, художникам, раствориться в музыке, созерцать удивительный и прекрасный мир живых камней. Только тогда возникнет настоящая магия. Только тогда вы влюбитесь. Только тогда вы получите несказанное удовольствие и наслаждение.

Кстати, 17 марта впервые в роли Фреи на сцену вышла Ольга Телякова. Светлая, легкая, воздушная, невесомая, хрупкая, белоснежная, неземная. Сильная, гордая, несломленная. Особенно она нежна и прекрасна в финальном медитативном танце под струями воды…

Спасибо всей постановочной команде: режиссёру по пластике – талантливому Владиславу Морозову, хореографу-постановщику – чувственной Елене Пришвицыной, художникам, которые придумали потрясающий мир с парящими камнями – Антону Сластникову, Елене Хохлович, художнику по свету – Павлу Ларионову, создателям видеоарта – Дмитрию Иванченко и Антону Сластникову, режиссёру-ассистенту по работе с актёрами – Вячеславу Косареву.

Спасибо за подаренную легенду, за этот удивительный мир, в который я обязательно вернусь.

 

Светлана Демцура