Весна – время пробуждения, возрождения, буйного цветения, появления чего-то нового и увлекательного. Рожденные весной идеи, мысли, проекты какие-то особенные, уникальные, интересные, светлые, яркие и солнечные. Не исключением стал и проект «Манекен +», который сразу же проник в сердце. Возможно, всему виной ароматный цветущий май? И эта будоражащая атмосфера? Когда не хочется спать, прятаться, сидеть в одиночку, а возникает непреодолимая потребность в общении, в диалоге.

 

 

В середине мая 2021 года в театральных кругах Челябинска неожиданным образом заговорили о новом специальном проекте, организованном талантливой командой театра «Манекен». И тут же, 18 мая, режиссер Игорь Бармасов с большим воодушевлением и энтузиазмом презентовал идеи, размышления на этот счет. По его словам, «Манекен +» родился из «огромного желания делиться всем накопленным и новым в сфере современного искусства, а также из понимания важности быть в постоянном открытом диалоге со зрителем, со временем».

 

Игорь Бармасов. Фото: Алексей Гольянов

 

Ох, как эти желания резонируют со зрительскими потребностями! Вы бы знали! Как хочется вести этот увлекательный диалог, не теряя связи с «Манекеном»; как хочется открывать для себя новые темы, формы, направления в театральном искусстве, знакомиться с трендами, тенденциями, расширять горизонты.

 

И действительно, театр – это искусство диалогичное; это место встреч, разговоров, бесед. Главное в театре – живой контакт, со-участие, со-размышление, со-причастность. Как замечательно, что в «Манекене» стали появляться события, выходящие за рамки текущего репертуара; зародилась, запульсировала новая история, озаглавленная как «Манекен +»!

 

Игорь Бармасов признался:

«Наш проект назван «Манекен +» неслучайно. Этот «плюс» показывает открытую позицию театра. Позволяет акцентировать внимание на том, что театр может с чем-то соединяться, синтезироваться. Как мы понимаем, в реалиях современной жизни такие синтезы возможны и необходимы. Что можно «приплюсовать» к театру? Что театр может исследовать? Какие человеческие поступки? «Манекен +» – это своеобразный прибор. Это магнит, с которым мы перемещаемся в различные сферы человеческой жизни и исследуем их. Исследуем то новое, чего не было ранее на территории театра. Приведу простой пример, который, с одной стороны, загадочный, но с другой – очень интересный. Что если мы возьмем и сделаем эксперимент: «Манекен плюс Наука»? Попытаемся художественным методом, при помощи театральных практик исследовать новые достижения в науке. Или, наоборот, научным инструментарием изучить новые театральные явления и процессы. Это же безумно интересно! Может быть, тогда мы поднимем новые темы и раскроем их комплексно, объемно? К примеру, появляющиеся нейросети, попытки создать искусственный интеллект наверняка требуют переосмысления не только в научном и философском контексте; может быть, и театр вместе со зрителем должен об этом размышлять, говорить? Вот такие мысли потихоньку возникали у нас, побуждая сочинить спецпроект, такую параллельную дорогу. Безусловно, «Манекен +» станет дополнительной нагрузкой для артистов, для артистов, для театра в целом, для всей творческой команды (кто будет заинтересован, кто сможет), для привлеченных сил… Но думаю, что и отдача от него будет весомой. Кстати, сейчас в зале театра выступает коллектив Театра Современного танца Ольги Николаевны Пона. Почему бы не сделать новый проект «Манекен плюс Театр Современного танца»? Я не говорю, что таких проектов не было. Были. Но очередной новый крутой проект мог бы родиться из этой истории. Даже в эту сторону «плюс» работает непредсказуемо, и здесь возможны интересные перспективы!».

 

Игорь Бармасов подробно и в деталях рассказал о пяти компонентах спецпроекта «Манекен +». Во-первых, планируется регулярное проведение читок с последующим обсуждением. Кстати! На сцене театра «Манекен» уже состоялась великолепнейшая читка пьесы Юрия Клавдиева «Когти в печень (никто не вечен)». Начало положено, притом очень удачное!

 

Во-вторых, проведение целой серии разнообразных лекций, дискуссий, разговоров (public talk), связанных с театром и современным искусством, что довольно интригующе и заманчиво. В-третьих, организация мастер-классов, воркшопов (так называемая «практика»). В-четвертых, создание и обсуждение эскизов спектаклей. И наконец, в-пятых, проведение экспериментов, в результате которых могут появиться неожиданные и нетипичные для театра исследовательские проекты.

 

На лекции-разговоре «Новый театр или новый зритель?». Фото: Алексей Гольянов

 

 

В рамках «Манекена +» предполагается поиск новых форм, новых тем, возможно, нового языка общения театра со зрителем. «Манекен +» дает возможность вести честный открытый диалог, позволяет встречаться, знакомиться, узнавать и понимать друг друга, погружаться в драматургический материал, в глубины неизведанного, неопознанного, недоосмысленного.

 

Алексей Тетюев на лекции-разговоре «Новый театр или новый зритель?». Фото: Алексей Гольянов

 

 

После презентации нового проекта Игорь Бармасов обратился к историческим, философским, культурологическим вопросам. В ретроспективе рассмотрел изменения театрального искусства, детерминированные развитием цивилизации, приводя яркие и запоминающиеся примеры. Остановился на том, как обстоят дела с художественной коммуникацией театра со зрителем сегодня, каковы возможные варианты взаимодействия в обозримом будущем. Ключевой дискуссионный вопрос: «Кто оказывает большее влияние – зритель на театр или театр на зрителя?» – оказался сквозным и в итоге остался открытым, захватив полностью и надолго мои мысли.

 

Игорь Бармасов. Фото: Алексей Гольянов

 

 

В целом, public talk увлек настолько, что захотелось самостоятельно погрузиться в историю развития мирового театрального искусства, детально изучить книги и статьи, связанные с дорежиссерским театром. Захотелось продолжения встреч. Захотелось возвращаться в «Манекен». Благо теперь есть дополнительный повод (наряду с полюбившимися спектаклями).

 

Свтелана Демцура