Пьеса Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» оставила яркие, неизгладимые впечатления. Еще во время читки, которая была организована 4 ноября 2019 года в рамках пятого Международного фестиваля современного искусства «Дебаркадер. Трансформация». Именно тогда стало понятным, что спектакль по этому материалу априори не может получиться тривиальным. Так и оказалось. Февраль 2021-го стал не только морозным, но и ошеломительным в театральном плане для Челябинска. Ведь под конец зимы прогремела мировая премьера черной комедии в постановке Виктории Николаевны Мещаниновой. Уверенно, смело, вызывающе, провокационно. За это я и люблю Камерный Театр! За смелость, храбрость, эксперименты, выбор неоднозначного материала, открытый и честный диалог со зрителем.

 

 

В целом, спектакль получился «убойным», забористым, острым, едким. Перед публикой развернулся своеобразный «театр в театре», «спектакль о спектакле», в котором с помощью колкого юмора, сарказма оглушительно высмеиваются современные проблемы общества. По сюжету, в одном из столичных театров готовятся к премьере. Тема новой постановки – смерть Сталина. События разворачиваются стремительно и совсем не подчиняются здравому смыслу. Откуда ни возьмись, появляется загадочный человек из Министерства. Возникает непростая ситуация – сам глава государства изъявляет желание дистанционно посмотреть спектакль о своем, как он шутя выражается, «предшественнике». И не просто посмотреть, а за обедом… Пережевывая пищу. Как легкое увеселительное шоу. Как «закуску» к основным блюдам. Но «пережевать», «вкусить с наслаждением» новый спектакль президенту, увы, не удается. Происходящее на сцене «встало посреди горла» главы государства, действом он оказался недоволен.

 

 

Ситуация напоминает бредовый сон. А потом, поразмыслив, понимаешь, что она вовсе не далека от реальности; что бредовой, скорее всего, является наша современная жизнь. И речь уже идет совсем не о сталинизме… Акценты смещаются. И мы видим современную цензуру, давление «сверху», гонения и угрозы; грубые изъяны современного общества. В спектакле Челябинского Камерного театра вырисовываются хлесткие, жесткие сатирические иллюстрации к сегодняшнему дню.

 

 

От подобных ситуаций помогает только «лечение смехом». Через этот лечебный смех, юмор, шутки, фарс мы очищаемся; находим силы говорить о страшных вещах смело, бороться с ними.

 

 

 

«Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» позволяет проследить, из каких зерен и какими путями в душе человека прорастает страх; где скрываются его корни. Какие плоды мы пожинаем, взращивая страх в сердцах нескольких поколений. Как один человек начинает стучать на другого, доносить, юлить, клеветать… Какой безумной может оказаться жизнь, построенная на страхе.

 

 

 

Особенно оглушают и запоминаются слова одного из героев спектакля (Терентия) о «кризисе перепроизводства святынь»: «Ведь сейчас толком никто не понимает, во что мы верим и куда идем, и поэтому неприкосновенным объявляется все: и прошлое советское, и прошлое имперское, и царь, и цареубийцы, и церковь, и те, кто сносил храмы. Впрочем, это только кажущийся парадокс, и он легко объясним: власть должна быть права в любых своих решениях и проявлениях, а потому она верно поступала и в 1905, и в 1917, и в 1937, да во все годы… Нашу страну сотрясает много кризисов, но главный я бы определил как «кризис перепроизводства святынь». Одной из таких святынь, увы, оказался Иосиф Сталин…».

 

 

 

Лучше и не скажешь!

 

 

Фото: Марат Муллыев

Светлана Демцура