Мы приходим в этот мир полные любви и нежности, такие беззащитные и открытые всему новому, интуитивно доверяя ближнему. С годами, набив «шишки», стараемся спрятаться «в домике», лишний раз не «открываться» и не доверять чужим (и не только чужим) людям. С годами поэзия жизни превращается в прозу, зачастую мы взращиваем собственное эго, пестуем и удовлетворяем совсем не поэтические желания, боимся разочарований, физической и душевной боли. Именно поэтому доверять кому-то становится все сложнее и сложнее. Доверять без оглядки обществу, отдельно взятому человеку, самому себе. Скованность эмоций, скованность движений, скованность чувств. Доверие оказывается редким явлением в современном мире. Этому и посвящен премьерный иммерсивный спектакль Театра Современного танца.

 

Иммерсивный спектакль «Спят медведи и слоны» Театра Современного танцаФото: Марат Муллыев

 

Постановка «Спят медведи и слоны» высвечивает, достает из глубины фобии и страхи. Нас, зрителей, плавно, но уверенно вовлекают в танец, показывают, что доверять совсем не страшно; бережно и осторожно помогают освоить несложные танцевальные движения (порой с закрытыми глазами!), спеть колыбельную и ощутить себя частью единого действия. Танец как лекарство для израненной души.

 

Погружаясь в созданный на сцене мир, мы невольно вспоминаем давно забытые детские эмоции и чувства, прикосновение теплых рук мамы или папы, убаюкивающие слова перед сном, состояние безусловного счастья и умиротворения. Растворяемся в колыбельной без остатка.

 

Боже мой, это так необычно! Так удивительно и прекрасно! Все-таки Ольга Пона и ее команда умеет творить чудеса, создавать невероятно трогательные, красивые спектакли, способные полностью завладеть умом, воображением, желаниями и сердцем! Оригинальные, эстетически и художественно выверенные миры не отпускают долго-долго. Ты следуешь за ними. Спустя дни, недели, месяцы мысленно возвращаешься к ним.

 

Спектакль «Спят медведи и слоны» сложносочиненный. Он складывается из многообразия взаимоотношений, из объятий, тактильных ощущений, переплетений рук, телесного контакта, сложных поддержек. Он соткан из шорохов, потрескивания, ритмичных композиций и тихой колыбельной. Он полон скрытой боли, неожиданно возникающей нежности; в нем присутствуют спонтанные эмоциональные порывы, потребность в общении, в коммуникациях, в близости. Эти чувства спрятаны, словно детский «секретик» (цветочек или камушек под стеклышко), но отлично угадываются по взглядам и жестам танцовщиков.

 

Иммерсивный спектакль «Спят медведи и слоны» Театра Современного танцаФото: Александр Барановский

 

На сцене, как на живописной палитре, все перемешивается – актеры, куклы. При этом сцены с куклами не «вставные» – а бережно вплетены в ткань спектакля. И артисты, перемещаясь в разных плоскостях и на разных уровнях, вместе с куклами созвучны, образуют единый живой организм, который дышит, чувствует, эмоционально реагирует, безумно красиво танцует!

 

Пластичные, гибкие артисты Театра Современного танца творят совершенно фантастические вещи, трогательную историю! Они крадутся, рвано двигаются, сгибаются (словно под грузом жизненных невзгод), падают, ползут, переплетаются телами друг с другом. Они сходятся и расходятся, образуя странную геометрию в пространстве сцены, делятся на группы, работают в парах, притягиваются и отталкиваются, отрываются от земли и даже летают.

 

 

Иммерсивный спектакль «Спят медведи и слоны» Театра Современного танцаФото: Александр Барановский

 

 

Они разбегаются в стороны, а потом снова сплетаются в тугой узел. И мы видим, как рождается безоговорочное доверие к партнеру, «чувство локтя», помогающее сохранить равновесие, устоять на ногах. Глядя на этот синтез, не перестаешь удивляться, влюбляться и восхищаться; вновь и вновь испытывать прекрасное опьянение от магии ponadance.

 

 

Спектакль «Спят медведи и слоны» Театра Современного танцаФото: Марат Муллыев

 

На сцене, где обычно присутствует только музыка и танец, неожиданно слышна речь артистов и кукол. Да-да, говорящие куклы! Конечно, это не первый вербальный эксперимент Ольги Николаевны (спектакль «Несинхронно» – тот редкий случай, когда танцовщицы выражают эмоции на языке не только тела, но и в буквальном смысле – словами).

 

Вот и здесь, в «Колыбельной», артисты вместе с куклами идут в зал, сидят на зрительских местах, беседуют, спорят, шутят, иронизируют, общаются. События развиваются стремительно… Порой сложно разобрать, кто есть кто; понять, где кукла, а где живой человек (открою секрет: они очень похожи!).

 

 

Спектакль «Спят медведи и слоны» Театра Современного танцаФото: Марат Муллыев

 

 

Куклы. Кукловоды. Отдельная история, которая требует внимания. В спектакле задействованы самые разные и восхитительные ростовые куклы (опаздывающие зрители с первого ряда), куклы-дети, перчаточные куклы. Милые, яркие, запоминающиеся! Артисты виртуозно управляют ими… И тут же в голове рождаются странные ассоциации. Мысли о том, что в современном мире все мы порой оказываемся куклами, которыми управляют, которых ведут за собою.

 

 

Иммерсивный спектакль «Спят медведи и слоны» Театра Современного танцаФото: Марат Муллыев

 

 

Особенно впечатляют моменты, когда на сцену выходит вся труппа театра. Чувствуется мощь, сила, уверенность и невероятная энергетика! Коллектив ponadance уникальный в своем роде. Лично мне всегда интересно с ним. Стопроцентное попадание в сердце. Необъяснимое чувство. Наблюдать за творчеством, за импровизациями, за экспериментами – сплошное удовольствие и наслаждение.

 

P.S. Колыбельная «Спят медведи и слоны» показана 18 мая 2021 года в 18:30 на сцене театра «Манекен».

Светлана Демцура