Мне посчастливилось посетить крайне необычную постановку – премьерный спектакль «Сон Джульетты (сновидения о любви и смерти)» Челябинского театра кукол им В. Вольховского. Спектакль рассчитан на более-менее взрослого зрителя (16+), желательно, знакомого с содержанием пьесы В. Шекспира.

Действие началось с Пролога. Пролог в данном спектакле – это не просто традиционная часть, предваряющая основное действие, а вполне самостоятельный ироничный современный герой, прекрасно воплощённый актёром Александром Малышевым. Думаю, одна из задач этого образа – продемонстрировать зрителям, что их ожидает неформальная постановка, где есть место не только трагедии, но и комедийным моментам. Довольно энергозатратная роль, включающая элементы клоунады, конферанса, импровизации.

Персонажи выступают перед нами в трёх формах: тени, актёры, одна или несколько кукол. Роль Джульетты замечательно исполнила молодая актриса Арина Згурская. Понравилась пластика, интонационная выдержанность роли, достоверность передачи меняющегося эмоционального состояния героини. Очень серьёзная, взрослая и вместе с тем лёгкая, живая актёрская игра, включающая в себя акробатические элементы (уж очень неожиданно, падая, совершает кувырок героиня в конце спектакля).

Первая часть постановки (до антракта) показалась мне несколько сложной для восприятия. Авторы постановки ввели в сюжет такое количество дополнительных персонажей, воплотили столько самых смелых визуальных задумок, что временами было непросто следить за сюжетом. Поэтому для простоты узнавания шекспировских героев в исторических личностях и вымышленных персонажах иных сфер искусства, советую перед посещением спектакля освежить в памяти текст пьесы. Вторая часть воспринималась легче. Так что, если не учитывать некоторые сюжетные инверсии, в целом действие спектакля соответствует первоисточнику.

Стиль постановки, видеосопровождение, декорации – впечатляют. Интересна простая, на первый взгляд, а на самом деле многофункциональная деревянная конструкция, которая по ходу действия превращается то в помост, то в кровать, то в лавку аптекаря (очень остроумно!), то в экран проектора… Запомнилась сцена в яблочном (райском?) саду, где персонажи ненадолго превратились в говорящие яблоки! Поразили огромные куклы, которыми руководят сразу несколько актеров (потрясающая согласованность и координация!).

Труппа Театра Кукол небольшая, поэтому было приятно видеть знакомые лица актёров, которых недавно видела в спектаклях «Детский альбом» и «Новый Робин-Бобин». Даже не представляю, как им удаётся настолько качественно играть на протяжении двух с половиной часов!

Чувствуется грандиозная работа, проведённая при создании спектакля, продуманность и отточенность каждого движения, каждой реплики. В постановку вложено немало сил, идей, материалов и средств. Во время просмотра создавалось впечатление, что мы видим нечто более глобальное, чем рядовой репертуарный спектакль (если только спектакль может быть рядовым). Думаю, что при правильном восприятии и грамотном продвижении «Сон Джульетты» вполне может стать событием в театральном мире.

С режиссёром спектакля А. В. Бороком в прошлом сезоне состоялась искренняя и содержательная «нетворческая» встреча (благодаря сотрудничеству проектов «Театр – пространство свободы» и «ПроТО»). И в этот раз Александр Владимирович отнёсся к нам доброжелательно, представив актёров (в том числе поздравив начинающих артистов с премьерными ролями), ответив на все наши, временами, каверзные, а порой и дилетантские вопросы. Отрадно и удивительно то, что, несмотря на усталость после длинного, технически сложного спектакля, весь актёрский состав согласился побеседовать с блогерами. Так непривычно видеть актёров сначала в ролях, в костюмах, в гриме, и практически сразу – вне образов. Сравнить, каким человек видится нам на сцене, и каким представляется в жизни (а ведь актёры и вне сцены способны играть).

Спасибо Кукольному театру и «Прогрессивной театральной общественности» за возможность посетить этот незаурядный премьерный спектакль! Желаю «Сну Джульетты» признания публики, положительных отзывов, успешного участия в конкурсах и фестивалях!

Автор: Елизавета Бараш