Челябинский театр современного танца Ольги Пона, выпустив семь новых спектаклей, отыграв на сцене 56 раз для 6000 зрителей и съездив в 11 городов, гастролируя и участвуя в различных фестивалях, завершил свой 29-й театральный сезон. Следующий сезон для театра юбилейный, коллективу исполняется 30 лет!

Нам удалось побеседовать с художественным руководителем театра Ольгой Николаевной о премьерах, особенностях театральной «кухни», фестивальных впечатлениях, а также об эмоциональном зрительском отклике, который очень важен для авторов и исполнителей спектаклей.

Предлагаем вашему вниманию вторую часть состоявшегося разговора.

 

Часть 2

 

– Расскажите, как создавался уникальный проект «Спят медведи и слоны», который объединил современный танец, пластику, ростовых и перчаточных кукол? Как родилась эта идея? Сложно ли ее было воплотить в жизнь?

– Первоначально мы с Сашей Бороком, главным режиссером челябинского театра кукол, хотели сделать какой-нибудь проект вместе силами двух театров. В конечном итоге обстоятельства сложились так, что спектакль был сделан только с танцовщиками Челябинского театра Современного танца.

Его особенность в том, что помимо артистов здесь есть еще и куклы: ростовые и перчаточные, сделанные мастером из Санкт-Петербурга Захаром Давыдовым. Причем куклы сидят в зрительном зале. Они зрители, такие же, как и другие, пришедшие на спектакль. С ними – как, впрочем, и с живыми зрителями – артисты танцуют, разговаривают, играют. Это спектакль о доверии, которого нам порой не хватает в отношениях между людьми. Впервые мы сделали спектакль для семейного просмотра, таким образом наша аудитория значительно расширилась.

Важно сказать, что эта работа было сделана при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

 

– В середине апреля Союз театральных деятелей России объявил победителей в конкурсе грантов. Челябинский театр современного танца получил финансирование на участие в XXIII Международном фестивале современного танца OPEN LOOK (г. Санкт-Петербург) с показом спектакля «Спят медведи и слоны». Ольга Николаевна, расскажите о грантовой поддержке театра.

– Мы вынуждены обращаться за грантовой поддержкой и время от времени получаем ее. К примеру, если какой-то российский театральный фестиваль приглашает наш спектакль в свою программу, то необходимы средства на транспортные расходы, чтобы привезти его и показать зрителям за пределами Челябинской области. Этих средств в нашем театре нет, и мы обращаемся за поддержкой. Союз Театральных Деятелей в этом году дал деньги на показ спектакля «Спят медведи и слоны» в Санкт-Петербург на фестивале Open Look, за что мы им очень благодарны.

 

Спектакль «Спят медведи и слоны» Челябинского театра Современного танца

 

Фонд Михаила Прохорова несколько раз давал нам гранты на создание спектаклей, это огромная помощь на фоне того, что ежегодно выделяемые театру деньги на постановки недостаточны даже для создания одного полнометражного спектакля.

Министерство культуры РФ два года назад давало нам грант на создание иммерсивного проекта «Металлочка» – это спектакль о людях завода металлоконструкций и работниках дворца культуры, где теперь располагается наша репетиционная база.

 

 

Конечно, это был эксперимент для нас, ведь танцовщики не только двигались, но и выступали в самых неожиданных для себя ролях. Например, они произносили текст от имени вахтера, крановщицы, фотографа, актера театральной студии и т.д. От зрителей были прекрасные отзывы.

 

– В конце мая Челябинский театр Современного танца выступил на Международном фестивале-конкурсе «МОНОfest» со спектаклем «Дюймовочка» и собрал множество положительных отзывов, 21 мая вы ездили в Казань, где открыли международный фестиваль «Теловидение» спектаклем «Бегущие», а 18 июня с этим же спектаклем участвовали в Международном фестивале современной хореографии «Nord Dance» в Петрозаводске. Расскажите, пожалуйста, о фестивальных впечатлениях.

– Фестивальные впечатления и фестивальная атмосфера – это то, за чем едут артисты, и то, почему театры участвуют в фестивалях. Соревновательность в искусстве невозможна, и если присуждаются какие-то призы – то это условность, которую мы принимаем.

На фестивале МОНОfest, где мы показывали «Дюймовочку», был прекрасный прием, профессиональное и доброжелательное обсуждение спектакля и дружеская атмосфера. И если бы мы не получили приз (спектакль «Дюймовочка» был отмечен дипломом II степени – прим. ред.), все равно были бы счастливы.

 

 

Некоторые наши коллеги по цеху берут на себя смелость и организуют фестивали сами, понимая, как это важно для развития современного танца. Именно так поступают Ольга и Андрей Горобчуки из Омска, Наиль Ибрагимов из Казани, Александра Балецкая из Тюмени, Вадим Каспаров из Санкт-Петербурга и многие другие. К ним съезжаются все, кому интересен современный танец и в целом современный театральный процесс.

 

– Современный танец уже давно вышел за пределы сцены и освоил галереи, пространство улиц, всевозможные музеи и арт-пространства. Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с историческим парком «Россия – Моя история». Расскажите о других необычных площадках и пространствах, на которых выступали артисты Театра Современного танца. Как Вы считаете, насколько актуальны и интересны иммерсивные спектакли для современного зрителя?

– Да, существуют интересные проекты вне сцены, в которых мы принимаем участие. Это музейные пространства, галереи, фестивали на открытом воздухе и т.д. К примеру, Денис Кузнецов, директор мультимедийного парка «Россия – моя история» пригласил нас в свое пространство с проектом «Поэзия на линии огня». Его придумал Константин Рубинский и танцовщики театра.

 

Проект «Поэзия на линии огня»

 

Весной этого года два наших артиста, Елена Пришвицына и Владислав Морозов, придумали проект специально для «Ночи в музее», а до этого на площадке «Дебаркадер» они вместе с режиссером Олегом Хаповым создали спектакль на документальной основе.

 

 

Однажды мы участвовали в театральном фестивале в Мюнстере (Германия), где показывали свои работы в галерее, стены которой были стеклянными, и зрители, стоящие на улице, наблюдали все происходящее за стеклом. Театральные события давно вышли за пределы традиционной сценической площадки, особенно ярко это проявляется в рамках фестивалей.

 

Автор: Светлана Демцура