Челябинский театр современного танца Ольги Пона, выпустив семь новых спектаклей, отыграв на сцене 56 раз для 6000 зрителей и съездив в 11 городов, гастролируя и участвуя в различных фестивалях, завершил свой 29-й театральный сезон. Следующий сезон для театра юбилейный, коллективу исполняется 30 лет!

Нам удалось побеседовать с художественным руководителем театра Ольгой Николаевной о премьерах, особенностях театральной «кухни», фестивальных впечатлениях, а также об эмоциональном зрительском отклике, который очень важен для авторов и исполнителей спектаклей.

Предлагаем вашему вниманию первую часть состоявшегося разговора.

 

Часть 1

– Ольга Николаевна, подводя итоги, какие особо значимые события, произошедшие в театральном сезоне 2020/2021, вы можете выделить?

– Самый главный итог в том, что сезон сам по себе состоялся, так как начался он в сентябре 2020-го, когда мы не знали, как сложится ситуация с эпидемией, будут ли возможны выступления с присутствием зрителей и сможем ли мы выехать куда-либо с показами спектаклей. Тем не менее в октябре 2020-го мы стали участниками трех крупных театральных фестивалей. «Золотая маска», где мы показали два спектакля: «Несинхронно» (автор Ольга Пона) и «Одуванчики» (автор и исполнитель Денис Чернышов). На фестиваль «Территория» был приглашен спектакль «Бегущие» (автор Ольга Пона), а на фестиваль «Контекст» – работа Павла Глухова «Когда папа был маленьким».

В ноябре был выезд в Тюмень на фестиваль «SOMA», а весной 2021-го мы участвовали в нескольких российских фестивалях современного танца: в Омске («Точка»), в Казани («Теловидение»), в Перми («Монофест»), в Петрозаводске («NORD DANCE»).

В прошедшем театральном сезоне выпущено несколько премьер: «Дюймовочка» (Ольга Пона и Татьяна Крицкая), «Светлые образы» (Юлия Репицына и Владимир Пона), «Connect» (Денис Чернышов), «Иррациональный» (Дмитрий Чегодарь), «Спят медведи и слоны» (Ольга Пона).

Театр современного танца завершил сезон в конце июня открытым показом двух работ: «Petroleum» (Денис Чернышов) и «Игроки» (Елена Пришвицына и Владислав Морозов). Каждое из перечисленных событий – главное, здесь нет второстепенных, а все вместе они составляют картину действительно большой работы театра за прошедший сезон.

 

Спектакль «Дюймовочка» (Ольга Пона и Татьяна Крицкая)

 

– 27 июня перед показом спектаклей «Игроки» и «Petroleum» вы сказали, что среди 16 танцовщиков Театра Современного танца 12 являются постановщиками. Чем это обусловлено?

– Думаю, это обусловлено глубоким интересом артистов к своей профессии, к ее «кухне», к процессу создания спектакля или проекта. Это вполне логично, когда танцовщики сначала пробуют свои силы как постановщики, а потом чувствуют необходимость в этом, делают свои работы регулярно, и они входят в репертуар театра.

 

– Всегда ли отличный танцовщик является отличным хореографом-постановщиком?

Нет, не всегда. Но это нисколько ни умаляет профессию танцовщика. Прекрасный исполнитель – это находка.

 

– Для чего нужны предпоказы и закрытые показы спектаклей?

– Когда выпускается спектакль, его важной художественной составляющей является свет. Чтобы создать световую партитуру, необходимо время, необходимы предварительные репетиции с танцовщиками и декорациями на сцене. А собственной сцены мы не имеем, поэтому на пробном показе мы как бы обкатываем работу. Потом она дорабатывается и выпускается как премьера. Мы много лет сотрудничаем с театральными площадками Челябинска и очень благодарны им за поддержку. Это театр «Манекен», Молодежный театр, Камерный театр, Драмтеатр им. Наума Орлова, Театр оперы и балета.

 

– На ваш взгляд, возможно ли искусство без оценки зрителя? Почему вы стараетесь после спектаклей проводить открытые зрительские обсуждения?

– Наверное, оно возможно, если писать литературные или музыкальные произведения, что называется, «в стол». В нашем случае мы имеем дело с сиюминутным театральным действием, наши работы созданы пластическим языком. Это еще и визуальные картины, и, конечно, они невозможны без зрителя. Открытые зрительские обсуждения дают мгновенный эмоциональный отклик, они важны для авторов и исполнителей спектаклей, иногда они полны сюрпризов, но никогда на бывают скучными, это живой процесс.

 

– Насколько в современном танце важна свобода самовыражения и доверие к партнерам?

– Это два непременных условия при создании любого произведения.

 

Ольга Пона. Фото: Валерий Иванов

 

– В русском языке есть выражение «Бог в мелочах». Вы как постановщик придаете большое значение мелочам, деталям в своих спектаклях?

– Спектакли сотканы из мелочей. Именно в них, на мой взгляд, проявляется почерк автора.

 

– Спектакль «Бегущие» – это размышление о нас сегодняшних, о феномене стремительного ритма жизни людей, живущих в мегаполисах. Более того, «Бегущие» – это предвосхищение ситуации, произошедшей во всем мире и связанной с локдауном, с кардинальным изменением ритма жизни. Как вам удается предугадывать проблемы, которые становятся особо актуальными?

– Интуитивно.

 

– Танец – это отражение социальных изменений. Как, на ваш взгляд, будет меняться современный танец?

– Это вопрос, скорее, к искусствоведам, я могу только предполагать. Современный танец, как и театр в целом, разумеется, отражает социальные изменения в обществе. Автор того или иного спектакля интуитивно делает это, делает через собственный опыт, ведь он сам является частью социума. Авторский язык, художественные приемы, с помощью которых создаются спектакли, меняются вместе с социальными изменениями, и автор как бы улавливает их. На мой взгляд, современный танец будет меняться в сторону поиска нового языка, особенного для каждого автора.

 

Ольга Пона

 

– Что вы делаете, если долго не можете найти вдохновение, идею для спектакля?

– Бывают такие состояния, когда чувствуешь опустошение и бесполезность всего, чем занимаешься. Думаю, это знакомо творческим людям. Хочется все бросить и жить спокойно. Наверное, до такого момента «полного нуля» иногда необходимо дойти, чтобы возникла новая волна, новая идея, а за ней – силы для нового проекта.

 

Автор: Светлана Демцура