Нет такой страны, где бы мамы или папы не рассказывали малышам сказки и не пели колыбельные перед сном. Какой бы религии или традиции не придерживались народы, на каком бы языке люди не говорили, кем бы они ни были (сапожниками, поварами или мимами), в их жизни всегда есть место тихим, неспешными, завораживающими, убаюкивающим колыбельным. Любая колыбельная – это не только способ общения одного поколения с другим, но и отображение ценностей, заповедей, представлений о благих и скверных делах. Колыбельная – это как бы материнские или отцовские руки, сомкнутые вокруг малыша, не допускающие проникновения зла, обладающие огромной защитной силой. Успокаивающей, вдохновляющей, воспитывающей. Любая колыбельная – это магия; это волшебство; это чистый источник, испить из которого значит впитать заряд жизненных сил; это своего рода почва, на которой растёт ребёнок.

Именно такой и является «Колыбельная Марселя Марсо». Светлой, тихой, акварельно-нежной, удивительной, трепетной, доброй, местами тревожной, завораживающей, обволакивающей, убаюкивающей. Отзывающейся и откликающейся в сердце. Стоит признаться честно, придумать такую колыбельную, а потом «нарисовать» её на глазах у зрителей, да так, чтобы захватывало дух, – непростая задача. Здесь требуется смелость и недюжинный талант всей постановочной команды (режиссёр-постановщик – Александр Черепанов, художник-постановщик – Антон Сластников, художник по костюмам – Елена Сластникова, художник по свету – Эдуард Труд).

 

 

Получился сказочный мир в приглушённых тонах, полный теней, фантазии и волшебства, каждый уголок которого виртуозно создан Ольгой Васильевной Теляковой во всех красках и деталях. С помощью простых предметов, взглядов, мимики, жестов, интонаций ей удалось перевоплотиться в сказочных героев, в злобных троллей, в маленькую Камиль, на время даже стать «папой с большим носом и взъерошенными волосами», знаменитым мимом Марселем Марсо, рассказывающим вроде бы как вымышленную историю про одного особо не примечательного мальчика по имени Манжель, которому пришлось сражаться с троллями, захватившими королевство, чтобы освободить из плена своих родителей. Вслушиваешься в эту историю, погружаешься в неё, перечитываешь текст пьесы и понимаешь, насколько правдива она, насколько точна, насколько тесно связана с реальными историческими событиями.

 

 

Верным помощником актрисы, «двойником» стала Нажия Загитова. Благодаря ей и порхающей кисти в истории появилась воздушная акварель. Благодаря ей создавалось ощущение, что сама Ольга Васильевна и окружающие предметы (крохотная кровать, окно с занавеской, деревце, огромные воздушные шары) нарисованы на белом листе бумаги детской рукой.

 

 

Замечательный дуэт! Браво постановочной команде, придумавшей и создавшей прекрасный тандем, способный передать все оттенки настроения героев нам, зрителям.

«Колыбельная Марселя Марсо» – безумно красивый спектакль о любви, сострадании, терпении, готовности прийти на помощь, о торжестве добра в человеческих сердцах. О дарованных волшебником способностях и талантах, которые приносят пользу этому миру, об уникальности и неповторимости каждой личности. Постановка светлая, в ней акценты сделаны на добрых поступках, благородных душевных порывах. Острые углы сглажены, «колкие» слова произнесены удивительно бережно, без истерики и надрыва. Хрупкая, обворожительная, по-матерински нежная и ласковая Ольга Васильевна соткала сказку из тончайших эмоциональных нитей.

 

Ольга Васильевна Телякова

 

Но при всей воздушности, лёгкости и нежности в сказке всё же показана тяжёлая правда о суровых реалиях жизни. Есть злободневные строки об идеальных (честных и неподкупных) королях, которых сейчас так не хватает:

«Когда-то давно короли правили государствами по совести. Никто на них никогда не жаловался. Они всегда честно решали все споры, были неподкупные. В их королевствах никогда не было смуты, все жители были довольны. Войны никто не вел».

В сказке даже показана смерть и потеря близких, ужасы, невзгоды и беды, свалившиеся в одночасье на плечи испуганного ребёнка (представляете, в колыбельной нашлось место даже таким моментам!). Но эти сложные и тяжёлые события описаны Ольгой Васильевной без душераздирающих криков и стонов. Сдержанно, без фальши в голосе, спокойно и твёрдо объясняются правила жизни… То, что каждый человек постоянно сталкивается с испытаниями, которые зачастую кажутся непосильной ношей. В такие моменты люди задаются вопросами: «за что?» и «почему?». Однако следует помнить, что испытания закаляют человека. Никогда нельзя впадать в уныние и отчаяние. Нельзя впускать в сердце злобу и ненависть. Нельзя становиться троллем, всегда нужно беречь, хранить только доброе в сердце.

В напряжённый, кульминационный момент Ольга Васильевна искренне, эмоционально и вдохновенно произносит слова о красоте и счастье:

«И такая жалость ко всем на свете проснулась в сердце Манжеля. Ему как-то сразу легче стало дышать. Он понял, что ошибался, понял, что он никогда в жизни не станет троллем, не станет обижать остальных. Что надо радоваться. Он понял, что, вспоминая свою жизнь, он вспоминал только хорошее. Если его память и касалась чего-то плохого, то он сразу это отметал, или находил в этом какую-то очень красивую печаль. Он посмотрел на всех людей на площади, посмотрел на солнышко, на небо… И увидел в этом всем такую бесконечную красоту, такое счастье, что даже капельки злобы не осталось в его сердце».

Её глаза горят, а произносимые слова врезаются в душу, они всецело захватывают, их хочется повторять неоднократно как молитву, улавливая новые и новые смыслы.

Да, добро в сердце – это исцеляющая сила для каждого человека. И когда Ольга Васильевна тихо уходит, вместе с ней скользит тень-двойник, вечный спутник, помощник и друг. Непередаваемые ощущения… Именно от них на душе становится спокойно и безмятежно.

Светлана Демцура

Фото: Игорь Шутов