От волнения заходится сердце. А все потому, что остро чувствуешь дыхание, импульсы, посылы этого вечернего города — Челябинска Театрального.

Как же прекрасно, что он такой разный: классический, пластичный, ненормативный… Такой дерзкий, вызывающий, ироничный, такой многоголосый — у каждого челябинского театра, студии, коллектива свой стиль, свой голос, своя неповторимая манера передачи смыслов… И каждому есть, что сказать зрителю.

Как же прекрасно, что в городе металлургов, казалось бы, далеком от культурной столицы нашей Родины, существует целый театральный мир, целая вселенная, в которой нашлось место и невероятно сильному по энергетике Челябинскому театру современного танца, и драматическим театрам, и уникальному Центру Ненормативной Лирики («Не лексики, а лирики!», – замечает его создатель, режиссер, руководитель Борис Филиппович Черев).И если вечером во вторник ты задыхаешься не от порывов морозного ветра, а от увиденного моноспектакля «Беляш» на сцене театра Манекен, в который раз поражаясь, как Артему Сущенко удается быть таким пластичным и убедительным (а также размышляя о «внутренней начинке» человека), то уже в четверг ты переносишься в эпицентр современной драматургии и вместе с Марией Зеленской, Борисом Черевым, Екатериной Девятовой, Андреем Анашкиным и Екатериной Филимоновой задаешься вопросами: «Какова же «внутренняя начинка» идеального человека? Какими личностными качествами нужно снабдить человекоробота, чтобы он в итоге стал идеальным мужем и мужчиной? Какова цена и плата за такое счастье?».

Кстати! Удивительным образом перекликаются, переплетаются сюжеты и истории, показанные со сцен наших театров. Истории людей разных эпох, разных авторов, разных стилей, но всё же… К примеру, «Шинель» и «Хуманитас Инжиниринг». «Одинаковость» заключается не только в том, что в них играет Екатерина Девятова (играет замечательно!) — истории похожи по своему посылу. Между «Шинелью» Н. Гоголя в интерпретации Аси Волошиной и текстом Марии Зеленской можно провести параллели… И там, и там история человека, который, ограничивая себя во всем, с огромным трудом скопил крупную сумму, чтобы совершить заветное приобретение. Кто-то стремится купить новенькую шинель, кто-то – новенького робота-мужа, тем самым воплотив в жизнь свою мечту, ставшую наваждением… И там, и там нет хэппи-энда, но обе истории оставляют горькое послевкусие… Щемящее чувство боли и разочарования, вызванное несбывшимися ожиданиями и крахом всех надежд.

Да, с уверенностью можно сказать, что в Челябинске есть талантливые коллективы, чьи творческие работы, переворачивают сознание, дают пищу для ума, будоражат сердце. Прекрасно, что есть единственный в своем роде Центр ненормативной лирики (ЦНЛ), объединяющий талантливейших людей, бесконечно преданных своему делу, влюбленных в современную драматургию и работающих на чистом энтузиазме. И хотя ЦНЛ, не имея собственной площадки, обходится минимумом выразительных средств, его режиссер и артисты с легкостью решаются на смелые эксперименты, тем самым совершая мощный прорыв, открывая для зрителей все новые и новые горизонты, что крайне важно для театрального пространства Челябинска.

 

Автор: Светлана Демцура — организатор проекта «Прогрессивной театральной общественности» (ПроТО), редактор публичной группы «ВКонтакте» «Театральный журнал «Событие»». Принимает активное участие в работе театральных фестивалей и культурных событий города, курирует газету фестиваля кукольных спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок» (город Челябинск), на протяжении нескольких лет является членом Секции театральных критиков и журналистов Челябинского отделения СТД РФ.