В конце октября мы встретились с режиссёром Александром Черепановым и поговорили о современной драматургии, режиссёрских предпочтениях, «разрушении стен», фестивале иммерсионного театра «PULSE» и о многом другом. Предлагаем вашему вниманию отрывки из беседы.

Александр Черепанов. Фото: Игорь Шутов

 

– Александр, вы всё реже и реже выходите на сцену в качестве актёра… Большую часть своего времени вы посвящаете режиссёрской деятельности. Почему? Чем вызвано ваше желание окончить Екатеринбургский театральный институт по специальности «Режиссура театра» и тем самым изменить свой профессиональный путь?

– Признаюсь, к этому всё шло давно. Несколько лет… А сколько? Я даже не берусь считать. В какой-то момент появилось ощущение того, что надо остановиться. И на этом всё: актёрскую деятельность завершить, потому что она перестала приносить удовольствие. Пришло осознание необходимости перемен.

Александр Черепанов и Юлия Миневцева в спектакле «Бунин. Рассказы» Челябинского Молодёжного театра. Фото: Александр Исаков

 

– Есть ли у вас режиссёрские предпочтения? Над какими спектаклями вам комфортнее работать? Над спектаклями малой или большой формы? Над короткими или длинными историями?

– В моей режиссерской практике спектаклей большой формы нет. Самый длинный спектакль идёт час сорок. А самый «густонаселенный» спектакль (если так можно выразиться) – это сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Но я не могу назвать его масштабной постановкой. Я, честно говоря, не очень люблю большую форму и не хочу создавать «эпичные» спектакли. Мне кажется, что театр должен по-другому со зрителями разговаривать, на другом языке. Современного зрителя уже не удивить масштабными спектаклями. Особенно теми, где присутствует «четвёртая стена». Мне хочется наоборот её максимально ломать. Эту стену, этот барьер между актёрами и зрителями. Хочется максимально её уничтожить. Как Берлинскую стену. На мой взгляд, все стены должны упасть.

– Какими внутренними мотивами вы руководствуетесь, создавая постановки, где нет этой воображаемой границы, в которых присутствие зрителей не игнорируется?

– Для меня в основе создания подобного спектакля находится разговор, прежде всего, с самим собой. Посредством театра мне хочется говорить о том, что меня действительно волнует, задевает, тревожит. О том, что мне нравится и не нравится, что притягивает и от чего меня воротит, что я обожаю и что терпеть не могу. Театр – это не место для развлечений, точнее, не только для развлечений, у театра очень много возможностей, помимо развлечения. Мне интересен театр как опыт иного.

Александр Черепанов. Фото: Игорь Шутов

 

– Вы неравнодушны к современной драматургии… Это очень заметно по вашим спектаклям. К примеру, постановка «Иван-Царевич и Серый волк» по пьесе Светланы Баженовой, созданная в рамках проекта «Лаборатория зрителя» и отмеченная на фестивале «Коляда-Plays» в прошлом году. Или спектакль «Бог ездит на велосипеде» по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной. Поставленный в театре «Манекен» спектакль «Галатея Собакина». Собирающие аншлаги на малой сцене Молодежного театра спектакли «В Москву – разгонять тоску!» по рассказам Николая Коляды и «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова. Чем объясняется такая явная любовь к современной драматургии? И, в частности, к Уральской школе драматургии?

– Это не то чтобы любовь к современной драматургии… Здесь дело обстоит иначе. Мне не хочется производить очередные интерпретации классики. Такие постановки невозможно смотреть, но этот процесс продолжается, и количество интерпретаций всё множится. Мне хочется, чтобы людей, которые уже давно умерли, людей, которых я очень уважаю за их творчество, за прожитую жизнь (нелёгкую, безусловно), оставили в покое. И сам я не хочу ворошить «их прах». Мне интереснее обратиться к современникам, к творчеству драматургов, которые живут «здесь и сейчас» и пишут об этом.

Поскольку я учился именно в Екатеринбурге, со многими учениками Николая Владимировича Коляды знаком лично, мне комфортнее работать с текстами этих авторов.

И, честно говоря, Уральская школа, как бы к ней не относились, как бы её не ругали (и Николая Коляду, и всех его учеников), на мой взгляд, на данном этапе самая сильная и самая многочисленная компания драматургов, достаточно стабильно, качественно работающих и ставящихся в театре.

– В одном из интервью вы сказали: «У меня сверхзадача закладывается на этапе формирования замысла, когда я остаюсь наедине с собой, мучаюсь…». Всегда ли режиссёрская работа связана с мучениями? Для чего и почему вы стали режиссёром?

– Я постоянно задаю себе эти вопросы… И до сих пор не могу на них найти окончательные ответы. Постановка нового спектакля – это всегда мучительно. Ты находишься в отчуждении по отношению к тому, что делаешь. Потому что это твоё, но только на этапе замысла. Ведь дальше, когда ты приносишь свои идеи актёрам, они начинают присваивать мысли, по-своему их интерпретировать, додумывать, творить.

И каждая премьера – это торжественные «похороны» режиссёра спектакля.

– Как у Ролана Барта в эссе «Смерть автора»?

– Именно. И на премьере отчуждение становится окончательным. И дальше к спектаклю ты не имеешь практически никакого отношения. Чем дальше – тем меньше.

– Какой вы режиссёр? Мягкий или жёсткий по отношению к актёрам? Идущий на компромисс или бескомпромиссный? Позволяющий творить команде или ставящий спектакль по намеченной траектории (без отступлений и вариаций)?

– Я добрый. Как режиссёр я хочу максимально раскрыть способности людей, с которыми работаю. Это первое, о чём я думаю. Не о том, какую придумать мизансцену, а понять, как тот или иной человек может эффективно быть проявлен в данном спектакле.

Александр Черепанов. Фото: Ирина Бахутова

 

Мне больше нравятся «горизонтальные» взаимоотношения в творческой группе, нежели выстроенная вертикаль.

– Вы стараетесь создать комфортную атмосферу на сценической площадке…

– Безусловно. От режиссёра – как от организатора – многое зависит. И метод «режиссёрских пинков» я не признаю. Если актёрам репетиционный процесс не доставляет удовольствие, то это уже никакое не творчество, а нечто другое…

– В сентябре в Молодёжном театре «отгремел» фестиваль иммерсивного театра «PULSE». Созданный вами в рамках лаборатории эскиз был показан в последний день фестиваля (15 сентября). Расскажите немного об этой работе. Близка ли вам лично тема экологии, загрязнения окружающей среды, пространства, тема раздельного сбора мусора? И как вы оцениваете: фестиваль «PULSE» удался?

– Да, перечисленные темы мне близки. Я бы не стал браться за перформанс «PLASTIC ARTS», если бы они мне были не интересны, если бы меня это не волновало. Необходимо обращать внимание на экологические проблемы, потому что экологическая обстановка влияет на здоровье людей, на общество в целом. Совершенно нормально быть обеспокоенным проблемой загрязнения окружающей среды, когда ты живёшь в Челябинске. Это естественно. Странно обратное – если тебя это не волнует.

Безусловно, фестиваль «PULSE», прошёл как мне кажется, удачно. Мы выполнили основную задачу – привлекли внимание к театру, к иному опыту в театре. Про контент фестиваля можно говорить много, долго и по-разному. Но сам я этого не могу сделать в силу того, что мне удалось посетить лишь эскиз спектакля «Искра» в постановке Егора Матвеева. Это связано, прежде всего, с тем, что каждый иммерсивный спектакль рассчитан на определенное количество зрителей… Приоритетной была задача дать возможность как можно большему числу зрителей (а не сотрудникам театра) посмотреть постановки.

Хорошо, что фестиваль состоялся. Чем больше разного театра, на мой взгляд, тем лучше. Поле выбора больше, шире. Выше вероятность заинтересовать нетипичную для челябинских театров публику, привлечь молодых людей, ценителей перформансов, театральных экспериментов.

 

P.S. Отметим, что 10 ноября 2019 года в Екатеринбурге завершился XIII Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays 2019». В номинации «Лучшая режиссура» победил Александр Черепанов за работу над спектаклями «В Москву – разгонять тоску» в Челябинском Молодёжном театре и «Галатея Собакина» в театре «Манекен». При этом Гран-при фестиваля получил спектакль «В Москву – разгонять тоску». Поздравляем Александра Черепанова с заслуженными наградами!

 

Автор: Светлана Демцура