Театр кукол – особенный мир. Здесь нужно верить: веревка, варежка, мочалка или зубная щетка – это личность, со своими переживаниями и эмоциями. Здесь рождаются сказки. Здесь происходят самые невероятные чудеса.

Главный режиссер Челябинского театра кукол Александр Борок рассказал о том, как рождался мюзикл по мотивам сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона», почему в премьерном спектакле появляется книжка «Приключения барона Мюнхгаузена» и персонажи из других произведений Корнея Ивановича, куда должна лететь ракета и откуда берутся гении.

– Расскажите, как рождался «Бибигон». Почему в премьерном спектакле появляются персонажи из других произведений Корнея Чуковского: Мойдодыр, Айболит?

– Если говорить про «Бибигона», то следует сказать, что вариантов «Бибигона» у Корнея Чуковского очень много. И есть некий классический вариант, который в последнее время переиздается и знаком всем, а есть несколько вариантов, которые менее знакомы публике.

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г. Фото: Марат Муллыев

Есть варианты без его сестры Цинцинелы вообще. Есть варианты с неким драконом, который в образе ворона возвращается сюда, на Землю, и с ним Бибигон тоже вступает в бой! А самый первый вариант произведения Корнея Ивановича был издан в журнале «Мурзилка» и недовыпущен (последний номер журнала с финалом Бибигона не вышел, к сожалению).

Так вот, у нас в спектакле дедушка выходит на сцену, читая некий журнал. Я понимаю, что этого никто особо не замечает, да и не нужно знать всех этих тонкостей. Но это тот самый предпоследний выпуск «Мурзилки», то есть 7 номер, на развороте которого расположен Бибигон. Понятно, что это не настоящий «Мурзилка» 1946 года, это его копия, которую мы сделали специально для спектакля.

Журнал «Мурзилка» №7 1946 г., стр. 17

Так вот, возвращаясь к вопросу, необходимо сказать, что и Мойдодыр, и Айболит и другие персонажи были в «Бибигонах» Чуковского. Это не наша фантазия. Скорее, это наше желание копаться в истории создания приключений Бибигона, искать интересные факты, находить их и выносить на зрителя.

– Ну ничего себе! Какие исторические тайны скрывает «Бибигон»!

– Да, театр стремится расширять кругозор зрителей, их осведомленность. Конкретно с этим спектаклем все так и получилось. Присутствие Айболита и Мойдодыра в истории Бибигона – это желание самого Корнея Ивановича, а не наша прихоть.

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г. Фото: Марат Муллыев

– Вы самостоятельно писали инсценировку к спектаклю, верно? Сложно ли вам работалось над текстом?

– Здесь есть свои особенности. Во-первых, как я уже говорил, вариантов «Бибигона» очень много. Во-вторых, это не такое популярное произведение Корнея Чуковского, как многие другие, я бы сказал. Поэтому мне захотелось придумать что-то необычное, отличное от того, что уже сделано с Бибигоном (есть пара мультфильмов, несколько книжных вариантов). Везде история начинается с того, что вдруг откуда ни возьмись появляется некий мальчик.

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г. Фото: Марат Муллыев

   А я подумал: почему бы не быть этому мальчику действительно с Луны, и пусть это будет не мальчик, а некое существо, инопланетянин. Отталкиваясь от этого, я пошел дальше, выстраивая структуру инсценировки. Еще одна интересная деталь: нашему Бибигону, который оказался в спектакле, никто не верит, как, собственно, и у Чуковского. Он такой некий Мюнхгаузен. Не зря в спектакле появляется книжка «Приключения барона Мюнхгаузена», и это тоже не мы придумали, это тоже у Корнея Ивановича есть в одном из вариантов «Бибигона».

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г. Фото: Марат Муллыев

Вот начитавшись Мюнхгаузена, наш герой и сам начинает сочинять свои истории. В спектакле Бибигон рассказывает-рассказывает-рассказывает без устали свои истории, все думают, что он обманывает-обманывает-обманывает. А потом вдруг выясняется, что нет, оказывается, он не врет, а говорит правду. И индюк-колдун погиб, и после его гибели мышка превратилась в сестру. У Чуковского она превратилась в девочку, а у нас – в такую же как и он – инопланетянку. И заколдованные люди из зверей превратились обратно в людей. И в конце концов у нас сам Бибигон превратился в Корнея Ивановича.

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г.

Так получилось (смеется). Тем самым мы хотели сказать, что Корней Иванович – настоящий гений, который, наверное, тоже инопланетянин. Все гении…

– Оттуда? (глядя наверх)

– Да (задумчиво), все гении неизвестно откуда берутся.

– А кто придумал раздвижные конструкции в спектакле? Когда Бибигон улетает на ракете?

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г.

– Сцену с ракетой мы придумывали с художником. Конкретно эти раздвижные конструкции придумал Захар (Захар Давыдов – прим. ред.).

У Чуковского он улетает на Луну на стрекозе, а я подумал, почему бы нашему Бибигону не отправиться в полет на нормальной ракете, спектакль все-таки делался в год юбилея полета Юрия Гагарина.

И Бибигон, как положено, облачается в скафандр, произнося знаменитую фразу: «Поехали!»

Когда Захар придумал беседку с раздвижными штуковинами, мне это очень понравилось!

– Как вы взаимодействовали с художником Захаром Давыдовым, создавая спектакль? Вы понимаете друг друга с полуслова?

Захар Давыдов и Александр Борок на церемонии вручения премии «Золотая маска», апрель 2012 г.

– Да нет, почему? Тут когда как. Конечно, мы стараемся находить точки соприкосновения. Но работа идет всегда по-разному. Мы с Захаром работаем вместе очень давно, и какие-то вещи мы по щелчку пальцев понимаем, практически без слов. А иногда он мне подробно объясняет, я ему объясняю – и до каждого из нас идея может доходить очень долго.

Кстати, по поводу раздвижных конструкций… Эти штуки придумал Захар. Я у себя увидел их в голове и подумал: «Как здорово!»

Потом он мне приносит вариант эскиза, где боковые конструкции беседки раздвигаются, а крыша остается. Я ему: «Захар, ну куда же ракета полетит? В крышу что ли?! Это же невозможно!» Ох, долго мы с Захаром по этому поводу разговаривали… Наконец, он нашел вариант, когда раздвигаются боковые конструкции вместе с крышей. Небо у нас открывается, и Бибигону можно спокойно лететь. Путь свободен!

Спектакль «Бибигон» Челябинского театра кукол в постановке Александра Борока, июнь 2021 г. Фото: Марат Муллыев

– Кстати, в творческой команде у вас часто возникают споры, дискуссии?

– Конечно, возникают. Особенно на стадии замысла. Художник, режиссер и композитор очень часто спорят между собой. Потому что у каждого свой взгляд, свое видение постановки. Иногда получается отстоять свою идею, иногда – нет.

– Ого! То есть, можно сказать, что 80% идей и материала остается за бортом?

– Ну да, многое зритель так и не увидит. Всегда есть то, от чего отказались, то, чего не случилось. Но это не значит, что не вошедшие в спектакли идеи худшие. Просто так сложились обстоятельства.

– Премьерный спектакль «Бибигон» очень музыкальный! Как создавалась музыка к спектаклю композитором Андреем Занога?

– Очень сложно! Мы работали с ним практически в режиме нон-стопа. Конкретно в этом спектакле было еще и много песен. Прежде всего он писал именно их. Потом мы эти песни учили и с этими песнями репетировали очередную сцену.

Далее уже отрепетированный материал я снимал на видео и отсылал ему, а он писал и аранжировал музыку уже для всей этой сцены. И так весь спектакль. Мы постепенно собирали его по кусочкам. Как бусинки нанизывали. До последнего момента все работали-работали-работали. Очень сложной была в этом смысле постановка, очень напряженной.

Композитор спектакля «Бибигон» Андрей Занога (Москва)

– Как вы думаете, в нашей жизни много «Бибигонов»? Таких проказников, которые ни на минуту не дают окружающим соскучиться в силу своего неугомонного нрава, буйной фантазии и тяги к приключениям?

– Корней Иванович писал про детей, поэтому таких Бибигонов очень много! В каждом мальчишке, в каждой девчонке скрывается неугомонный Бибигон. Каждый ребенок в той или иной степени фантазер, искатель приключений. И это не мечта каждого родителя – это реальность.

– Кстати, о родительстве! Ваши сыновья любят приключения, любят фантазировать?

– Ну конечно, как и любые другие дети! В этом они ничем не отличаются от всех остальных. И естественно, для меня они эти самые Бибигоны и есть.

«Маленькие Бибигоны». Братья Бороки: Степан и Мирон

– А вам важно мнение ваших сыновей о спектакле?

– Безусловно, мне очень интересно посмотреть на их реакцию! Их эмоции от просмотра для меня крайне важны! И мне, конечно же, интересна реакция не только моих детей. Когда я смотрю спектакль, то я чаще всего наблюдаю не за тем, что происходит на сцене, а за реакцией детей, которые сидят в зале.

Ближайшие показы премьерного спектакля «Приключения Бибигона» (4+) состоятся 4 и 5 сентября в 11:00 и 13:30.

Светлана Демцура