Новый антрактно-раздвижной занавес изготовлен по эскизам известного театрального художника Дмитрия Чербаджи в Санкт-Петербургской мастерской «Вера».

С Дмитрием Чербаджи – автором сценографии более 70 спектаклей, действительным членом Российской академии художеств – наш театр связывает многолетнее сотрудничество. В Челябинске художник оформил 6 балетов, среди которых «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

– Над проектом театрального занавеса я работал впервые, – рассказывает Дмитрий Афанасьевич. – Занавес, арлекин и портальные кулисы выполнены в едином стиле со зрительным залом. На мой взгляд, получилось красиво, нарядно.

Производством занавеса занималась Санкт-Петербургская театральная мастерская «Вера», специалисты которой более 20 лет оформляют самые значимые театральные и концертные залы России. Однако даже опытные сотрудники отмечают, что проект для Челябинского театра оперы и балета во многом стал уникальным, прежде всего в связи с большим объемом применения художественной вышивки, общая площадь которой составляет 150 квадратных метров. Расход нити на вышивку составил около 200 бобин нити по 3000 метров, то есть не менее 600 километров нити для вышивки!

– На каждом этапе происходило промежуточное согласование с заказчиком и авторский надзор художника. Нередко требовалось выполнить полноценную развеску занавеса, а это означает аренду подходящей площадки в Санкт-Петербурге со сценой соответствующих размеров и театральным освещением, вызов бригады монтировщиков, вызов из другого города художника-автора и, конечно, транспортировка самого изделия, вес которого составляет полтонны. Такая процедура в процессе производства выполнялась многократно, – поделились сотрудники мастерской «Вера».

Для пошива использовали специальный театральный бархат высокой плотности. Он отлично драпируется и держит складку, имеет высокие акустические характеристики, является трудновоспламеняемым, хорошо воспринимает сценический свет. Вся партия бархата была произведена в Австрии на заказ под проект челябинского театра. Срок службы изделий из такой ткани измеряется десятилетиями. Многие лидирующие театры Европы и России используют для оформления своих сцен именно этот бархат. В частности из него изготовлены занавесы в Большом драматическом театре Санкт-Петербурга, театрах оперы и балета Екатеринбурга, Астрахани, Уфы, драматических театрах Твери и Ярославля.

Обычно на производство подобных занавесов закладывается срок от одного года. За это время разрабатывают общий дизайн изделий, производят специальные трудновоспламеняемые ткани и создают живописные эскизы для вышивки, которые затем выполняют в натуральную величину. В дальнейшем их оцифровывают, подбирают фактуру, плотность и материалы, пишут программу для вышивального оборудования и многое другое. Таким образом, производство сложных театральных занавесов занимает иногда больше года. Например, создатели занавеса для Большого театра в Москве вспоминают, что полностью завершили работу за 4 года! В нашем же случае весь процесс занял всего 7 месяцев, и это с учетом ковидных ограничений, проблем с логистикой во всем мире и расстояний между Санкт-Петербургом и Челябинском.

Увидеть новый антрактно-раздвижной занавес зрители смогут уже 9 декабря на спектакле «Лебединое озеро».