С 7 по 12 сентября Челябинск захлестнет волна современного искусства: спектакли в непривычных локациях, эскизы, перформансы, выставки, концерты. Фестиваль современного искусства PULSE II, организованный Челябинским Молодежным театром, расширяет границы и приглашает гостей. Зрители будут погружаться, играть, взаимодействовать с актерами и друг с другом, становясь зачастую непосредственными участниками театрализованного действия.

Накануне фестиваля нам удалось побеседовать с художественным руководителем «PULSE», главным режиссером Молодежного театра Иваном Миневцевым.

– Иван Сергеевич, расскажите о лекционном блоке, заявленном в фестивальной программе. Запланирована лекцию композитора Николая Попова «Электроакустическая и мультимедийная композиция», лекция театрального критика Милы Денёвой «Перформанс: история в 10 потрясениях» и Public talk «Как современное искусство может изменить Челябинск».

– Николай Попов – это композитор, педагог, исследователь, член Союза композиторов России, член Творческого союза художников России, директор Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Его можно назвать музыкальным экспериментатором, но в то же время он академист, преподает на кафедре истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Одним словом, Николай Попов – это крупный специалист в плане музыки, человек, который стоит на передовой изучения звука, влияние звука на мозговую деятельность. Я думаю, встреча с ним будет полезной всем, особенно тем, кто хочет найти себя на музыкальном поприще. Я знаю, в Челябинске много таких людей. И ди-джеям, и студентам-музыкантам, думаю, это будет очень интересно. Что касается Милы Денёвой, то это будет полноценная лекция в чистом виде. Она расскажет про перформанс, про десять явлений, которые ее поразили и повлияли на историю развития этого жанра.

Мила Денёва в Челябинском Молодежном театре. Фото: Игорь Шутов

 

Public talk «Как современное искусство может изменить Челябинск» – это не лекция, это скорее разговор. В нем будут принимать участие достаточное количество людей, которые, на мой взгляд, так или иначе влияют на культуру города. Приглашен Владимир Спешков, Лев Гутовский, Виталина Силина, Алексей Тетюев, Фредди Гингер, Диана Малышева и др.

Иван Миневцев. Фото: Григорий Сотников.

Мне кажется, я собрал людей, которые формируют культурную повестку в этом городе. Мы вместе обсудим то, как мы развиваемся. И происходить Public talk будет на площадке GoGreen Center, месте, где сейчас очень активно развивается культурный кластер, который по каким-то совершенно волшебным обстоятельствам возник. Мне кажется, это великое начинание! Культура, искусство и качество жизни напрямую зависят друг от друга. Конечно, хочется поговорить об этом… Ответить на ключевые вопросы: «Мы развиваемся? Куда мы движемся? Или мы топчемся на месте?». Лично мне хочется, конечно же, двигаться в сторону развития культуры и искусства, создания комфортного для жизни города, за который не стыдно.

– Специально для фестиваля команда под руководством Николая Попова создала масштабный аудиовизуальный концерт. В этот раз специально для фестиваля «PULSE» подготовлен уникальный мультимедийный проект. Расскажите о нем подробнее.

– Это музыкальная электронная импровизация с мультимедийным сопровождением. Подробнее рассказать не могу, так как в данный момент он усиленно готовится. И я увижу результат вместе с вами (улыбается). Скажу лишь одно – это команда настоящих профи, они включились в работу с большим энтузиазмом, с энергией и напором. Да, возможно, это будет сложная музыка, но тем она и интересна.

– Судя по афише, в этом году фестиваль «PULSE» проводится в пространстве четырех локаций: Молодежный театр, GoGreen Center, Svoboda 2, парк на Алом поле. Никаких заводов, общежитий, сварочных цехов, подвалов и подземелий, отремонтированных набережных. Хотя, стоит признаться, зрители ждали, что и в этот раз их уведут куда-нибудь подальше, в самые необычные места… С чем это связано?

– Это связано со спецификой заявок. Безусловно, мы ждали режиссерские идеи в формате «site-specific theatre»… Однако в этом году поступила всего лишь одна заявка «site-specifice» (спектакль в трамвае). И мы бы его включили в афишу, но авторы не вышли с нами на связь. Да, в 2019 году фестиваль «PULSE» был насыщен спектаклями и эскизами в необычных пространствах. В этот раз мы исследуем другие жанровые пласты. Ничего страшного! Я не думаю, что это плохо, просто это новый опыт.

– Расскажите о территории GoGreen Center. Это относительно новая экоплощадка на месте бывших рыночных складов по ул. Братьев Кашириных, верно? В Инстаграмме было размещено видео, где запечатлено то, как вы обходите локации этого пространства. Поделитесь своими впечатлениями.

– Как говорит директор GoGreen Center: «У нас получился маленький Берлин». Мне нравится, что это абсолютно открытая территория с важной экоповесткой и то, что там действительно молодые художники могут свободно презентовать свои творческие идеи. У меня есть ощущение, что подобного пространства нашему городу сильно не хватало. Как говорится, вода найдет место, где литься. Мне кажется, что эта фраза очень подходит GoGreen Center. Ведь здесь, в зеленом месте, образно выражаясь, чистейшая вода проложила свой путь, образовав кристально чистое озеро. Поэтому я считаю, что GoGreen Center может стать центром притяжения молодых талантов, занять важное место в ряде культурных городских пространств.

– А что из себя будет представлять выставка молодых художников Челябинска (кураторы: Мария Евдокимова, Софья Анашкина и Руслан Валеев)? Почему выбрано такое кричащее название «Безотцовщина»? Тем самым фестиваль хотел бы поднять проблему неполных семей?

– Кураторы выставки так придумали. Когда молодые люди кричат об этой проблеме путем создания произведений искусства (картины и инсталляции), выражают свою боль посредством красок и полутонов, лично на меня это производит колоссальное впечатление! И это отличный способ выплеснуть свои эмоции, душевно оздоровиться, решить собственные внутренние конфликты. Вдумайтесь, серьезная социальная тема, о которой многие боятся говорить открыто. А здесь – юные творцы честно, прямо, без притворства заявляют об острой проблеме, которая, видимо, им близка и особенно волнует.

– Расскажите о вашей крепкой дружбе с «Летающим критиком». Оксана Кушляева участвовала в Лаборатории «Контур». Совсем недавно, в конце августа, она посетила премьерный weekend и сделала подробный разбор пяти новых спектаклей. На каждый фестиваль «PULSE» непременно прилетает Татьяна Джурова. Судя по всему, Молодежный театр продуктивно сотрудничает с этим проектом?

– Как-то так вышло (улыбается). Эта дружба завязалась тогда, когда я здесь, в Молодежном, делал спектакль «Бунин. Рассказы». Первым критиком, который посетил челябинский театр за долгое время, была Татьяна Джурова. Мне кажется, мы понимаем друг друга с полуслова, мыслим и говорим на одном языке. И наше сотрудничество очень плодотворно. Татьяна Джурова и Оксана Кушляева – крупнейшие специалисты в стране, сильные театроведы, исследователи театрального процесса. Дружить с ними – большая удача.

Татьяна Джурова на Первом фестивале-лаборатории иммерсивного театра PULSE. Фото: Игорь Шутов

– Будут ли обсуждения спектаклей, эскизов, перформансов?

– Да, безусловно! Они будут проходить в открытом формате. Мы напишем об этом отдельно. Поскольку в программе фестиваля заявлено много локаций, возникают некоторые организационные и технические вопросы. Как только мы их решим – сразу же расскажем подробности о том, где будут проходить обсуждения. Нам интересно и очень важно услышать профессиональный анализ фестивальных событий.

– Есть ли цель у фестиваля-лаборатории «PULSE», как у лаборатории «Контур», нащупать те перформансы, эскизы спектаклей, которые в будущем смогут «запрыгнуть» в репертуар?

– Конкретно у этого фестиваля таких целей нет. Если мы что-то найдем, то это произойдет благодаря счастливому стечению обстоятельств. Хотя я не исключаю подобной возможности.

Первый фестиваль-лаборатория иммерсивного театра PULSE. Фото: Игорь Шутов

– В этом году фестиваль «PULSE» не ограничен только иммерсивным театром, он заявлен как «фестиваль-лаборатория современного искусства». В анонсе вы отметили: «Мы решили расшириться и выйти за рамки иммерсионного фестиваля, которым «PULSE» был два года назад. В этот раз мы наполнили его современной музыкой и инсталляциями». Сразу же возникает ассоциация с фестивалем искусств MUCH, который тоже пройдет в сентябре этого года в Челябинске, тоже будет осваивать площадку Go Green Center и объединит современную музыку и инсталляцию. Не боитесь ли вы заходить на территорию «синтеза музыки и инсталляций», где уже существуют свои фестивали? Не лучше ли оставаться в рамках «иммерсионного театра», чтобы быть уникальными в своем роде?

Иван Миневцев. Фото: Григорий Сотников

– Городу необходимы фестивали современного искусства. И чем больше – тем лучше. Это мое искреннее убеждение. Необходимы поводы объединения. Я прекрасно знаю про MUCH-fest. Стоит сказать, никакой конкуренции между нами нет, так как у «PULSE» театральная направленность, все события нашего фестиваля так или иначе связаны с театром. Безусловно, театр – это многожанровое явление, вбирающее в себя музыку в том числе. Но музыка, которая представлена у нас – это в большей степени музыка академического уровня. С MUCH-fest, повторюсь, мы не конкурируем, а дружим. Идейный вдохновитель MUCH-fest Фредди Гингер примет непосредственное участие в фестивале «PULSE»: он готов вместе с нами в рамках Public talk порассуждать на тему «Как современное искусство может изменить Челябинск?». Нужно коллаборироваться, дружить, сотрудничать друг с другом.

– Будут ли в рамках «PULSE II» присутствовать в фестивальных пространствах знаменитые черные шары, которые так запомнились челябинцам?

– Даже не знаю… Вы подкинули мне идею. Почему бы и нет? Может быть, стоит сделать несколько черных шаров…

«Чёрный перформанс» на открытии Первого фестиваля-лаборатории иммерсивного театра PULSE, режиссёр – Иван Миневцев. Фото: Игорь Шутов

– Будет ли на фестивале продаваться мерч и соответствующая атрибутика? Дело в том, что фестивальные футболки, браслеты, сумки периодически мелькают на самых разнообразных мероприятиях города; режиссеры, актеры, сотрудники театра их носят и в жизни – настолько полюбился им этот стиль. Смогут ли обычные зрители купить мерч и тем самым приобщиться к фестивалю?

– Продавать мерч мы не планировали, не было такой цели, но можем устроить зрительские конкурсы и, допустим, разыграть несколько фестивальных футболок, сумок. Возможно, счастливчикам удастся что-то заполучить… Понимаете, в 2019 году у нас так все хорошо получилось – мы придумали удачный дизайн, яркий запоминающийся бренд.

– В программе «Личное мнение» вы сказали: «Не обязательно из Челябинска уезжать. Здесь тоже можно заниматься искусством». Современная тенденция такова, что многие уезжают из Челябинска. Вы наперекор всем радеете за Челябинск?

– Знаете в чем дело? Коль мы здесь живем, коль так распорядилась судьба, на мой взгляд, необходимо стремиться улучшать окружающее пространство. Быть созидателями, а не разрушителями.

Первый фестиваль-лаборатория иммерсивного театра PULSE. Фото: Игорь Шутов

Каждое новое культурное событие все равно так или иначе меняет моральный облик города в лучшую сторону. В этом аспекте на фестиваль «PULSE» возложена социальная миссия. Ведь в Челябинске есть много молодых людей, которые испытывают «голод» по современному искусству. Я знаю это, ведь нахожусь внутри процесса. Я, черт возьми, сам молод…

– и голоден…

– Да, голоден (улыбается)! И когда вы спрашиваете, пойду ли я на события фестиваля «PULSE», у меня нет сомнений – я побегу в числе первых. Мне самому это безумно нравится! Мы выполняем очень важную социальную функцию для молодежи, подростков и людей, которые интересуются современным искусством и современным театром.

Программа, билеты и регистрация на бесплатные события

Автор: Светлана Демцура