26 ноября начинает работу новая выставка «Гвидо Рени и офорт в Италии XVII века» в Картинной галерее. Центром экспозиции станет картина «Спящий Амур», написанная в XVII веке, возможно, одним из последователей болонского гения Гвидо Рени. Ее окружат 39 офортов, выполненных блестящими художниками, которые определили лицо искусства Италии XVII столетия — переломного в истории культуры Европы.

Выставка «Гвидо Рени и офорт в Италии XVII века» предоставлена Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств, благодаря которому в 2014 году челябинцы увидели шедевр Питера Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» (начало XVII века). Непосредственным поводом к формированию новой выставки с акцентом в её названии на имя Гвидо Рени явилось завершение реставрации картины «Спящий Амур» из коллекции музея, поступившей в далеком 1975 году из Государственного Эрмитажа с атрибуцией «копия с живописного оригинала Гвидо Рени». В результате реставрации и открытия подлинной авторской живописи, проведения сложных технологических, искусствоведческих и архивных исследований, в которых принимали участие ведущие специалисты из Москвы (ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ), Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж), Екатеринбурга (Уральский федеральный университет) и Нижнего Тагила, были установлены связь этого полотна с творчеством одного из самых значительных мастеров итальянской живописи XVII века, а также его происхождение из знаменитейшего художественного собрания России – коллекции князей Юсуповых. Таким образом, ирбитский «Спящий Амур», не являясь копией ни одной из известных картин Гвидо Рени и, возможно, не принадлежа кисти самого болонского мастера (авторство Гвидо Рени пока не получило окончательного подтверждения), с большой долей вероятности тесно связан с творчеством художников его круга, представителей школы, признанным главой которой он был и влияние которой распространялось далеко за пределы Болоньи.

В экспонируемых на выставке листах репродукционной и авторской гравюры зримо предстают история и удивительное разнообразие итальянского искусства XVII столетия. Ранним листом «Святое семейство под колоннадой» представлен и Гвидо Рени, демонстрирующий в технике офорта свободный артистизм текучих линий и изящество образов. Пристрастие к гипертрофированной мощи и экспрессии явлено в листах представителя позднего маньеризма Орацио Барджиани, офорт Аннибале Караччи иллюстрирует пластическую определенность и убедительность композиций мастеров первого поколения болонской школы, тревожен и загадочен мир античных сюжетов Джованни Бенедетто Кастильоне. Карло Маратти демонстрирует разнообразие методов проработки классицистических идей, последовательностью реалистического подхода отличаются зарисовки Стефано делла Беллы, ярким своеобразием в изображении пейзажа, индивидуальностью образов и темпераментностью штриха — сюжеты Сальватора Розы.

Выставка «Гвидо Рени и офорт Италии в XVII веке» откроется для посещения 26 ноября 2021 года и продлится до 6 февраля 2022 года в Картинной галерее Челябинского государственного музея изобразительных искусств по адресу: ул. Труда, 92А. 12+